Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2015 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Фильченковой Ю.В., при секретаре Янчевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Фонд Нововолково» к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Живиловой О. И., Квитко А. Н. о признании незаконными и отмене постановлений Администрации Рузского муниципального района Московской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 4955, «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области от (дата) № 4955» от (дата) № 1996, «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области от (дата) № 4955» от (дата) № 2826, «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 2973; признании договоров аренды земельных участков от (дата) № 30 и от (дата) № 591 недействительными, признании отсутствующим права аренды на земельные участки; об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Фонд Нововолково», обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Живиловой О.И., Квитко А.Н., уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.64-65 т.4), просит признать незаконными и отменить постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 4955; постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) от (дата) № 4955» от (дата) № 1996; постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) от (дата) № 4955» от (дата) № 2826; постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 2973;
признать недействительным в силу ничтожности договор аренды № от (дата) земельного участка с кадастровым номером №:125, заключенный между Администрацией Рузского муниципального района (адрес) и Живиловой О.И., и отсутствующим право аренды Живиловой О.И. на данный земельный участок путем погашения записи о земельном участке в ГКН и записи в ЕГРП № от (дата) г.;
признать недействительным в силу ничтожности договор аренды № от (дата) земельного участка с кадастровым номером №:400, заключенный между Администрацией Рузского муниципального района (адрес) и Квитко А.Н., и отсутствующим право аренды Квитко А.Н. на данный земельный участок путем погашения записи о земельном участке в ГКН и записи в ЕГРП № от (дата) г.;
установить границы земельного участка с кадастровым номером №:37 вблизи д. Нововолково в координатах, соответствующих контуру № 70, отраженного в межевом плане от (дата) г.
Требования мотивированы тем, что ООО «Фонд Нововолково» с (дата) на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №:37 площадью ... кв.м., расположенный по адресу: (адрес)., земли СПК «Прогресс- плюс», что подтверждается свидетельством о праве собственности 50-АД № от (дата) г.
В 2007 г. ООО «Фонд Нововолково» заключил с ОАО «Банк Санкт- Петербург» договор залога № 17/06-пп-2 от (дата) г., предметом которого являлся многоконтурный земельный участок с кадастровым номером №:37. Договор залога зарегистрирован в установленном законом порядке.
Право истца на земельный участок с кадастровым номером №:37 никем не оспорено.
В результате землеустроительных работ при подготовке межевого плана было установлено, что на земельный участок с кадастровым номером №:37 (контур 70) полностью накладываются земельные участки с кадастровыми номерами №:400 и №:125.
Как было установлено, Администрация Рузского муниципального района (адрес) в нарушении действующего законодательства распорядилась землями ООО «Фонд Нововолково», присвоив им статус земель неразграниченной государственной собственности, и постановлением от (дата) № 4955 утвердила схемы расположения указанных земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории. Далее постановлениями от (дата) № 1996 и от (дата) № 2826 внесла изменения в пункт 1 Постановления от (дата) № 4955 об изменении схемы расположения земельного участка; (дата) № вынесла постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории», после чего (дата) заключила договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №:125 площадью 2000 кв.м. с Живиловой О.И. на срок с (дата) по (дата) г., а (дата) заключила договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №:400 площадью 2000 кв.м. с Квитко А.Н. на срок с (дата) по (дата) г.
В настоящее время часть земельного участка с кадастровым номером №:37, на территории которого произвели постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №:400 и №:125, используется ООО «Фонд Нововолково». Местоположение границ данных земельных участков с ООО «Фонд Нововолково» не согласовалось.
В связи с указанными обстоятельствами истец считает, что все вышеуказанные постановления, вынесенные Администрацией Рузского муниципального района (адрес) относительно земельных участков с кадастровыми номерами №:400 и №:125, являются незаконными и подлежат отмене, а договоры аренды указанных земельных участков являются недействительными в силу их ничтожности, в связи с чем ООО «Фонд Нововолково» просит также применить последствия ничтожных сделок и установить границы принадлежащего ООО «Фонд Нововолково» земельного участка с кадастровым номером №:37.
Представители истца ООО «Фонд Нововолково» в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Рузского муниципального района (адрес) в судебном заседании иск не признала.
Ответчики Живилова О.И., Квитко А.Н., третьи лица Журавлева Ю.С., Суханова М.А., представители третьих лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Истец ООО «Фонд Новолково» полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами №:400 и №:125 сформированы и поставлены на Государственный кадастровый учет на месте расположения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №:37, являющегося ранее учтенным.
Право истца на земельный участок с кадастровым номером №:37 возникло в 2004 году в результате приема-передачи объекта недвижимого имущества, вносимого в качестве оплаты уставного капитала ООО «Земельная компания «Прогресс» от (дата)
Поскольку границы участка в соответствии с требованиями законодательства не установлены, в 2013 году истец принял меры по установлению границ, заключив договор на осуществление кадастровых работ и составление межевого плана со специализированной организацией – ООО «Вашъ Землеустроитель».
В результате проведения землеустроительных работ обнаружилось пересечение границ фактического местонахождения участка с кадастровым номером №:37 с границами земельных участков с кадастровыми номерами №:400 и №:125, сформированных и постановленных на кадастровый учет в 2011-2012 годах.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 8 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона № 221-ФЗ, межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с п. 2 статьи 6, действовавшего на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №:37 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 закона № 28-ФЗ кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии со ст. 19 закона № 28-ФЗ, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Статья 19 закона № 78-ФЗ устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 закона № 78-ФЗ межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласования, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства, которая используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (ст. 20 закона № 78-ФЗ).
В соответствии со ст. 18 указанного закона, внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.
В силу ст.ст. 22 - 24 закона № 78-ФЗ землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее Закон N 28-ФЗ, признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 закона N 28-ФЗ допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 закона N 28-ФЗ для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с п.п. 3-6 указанных Требований и приложений № 1-5 к ним документы о межевании, предоставляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описания земельных участков, которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ в координатах ХY, описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, Закон о землеустройстве и Закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 37, информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992 - 1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам закона № 28-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке проведения инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно - градостроительной и санитарно - эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
При проведении инвентаризации выявляются:
соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (п. 4 Положения).
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель (п. 7 Положения).
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно- кадастровую документацию (п. 8 Положения).
Из проведенной в рамках данного гражданского дела землеустроительной экспертизы (л.д. 209-228 т. 5) усматривается, что поскольку все картографические материалы, имеющиеся в настоящем деле и составлены до 1999 г., отображают земли иной площади, отличной от площади земельного участка с кадастровым номером №:37, какие- либо обозначения, которые свидетельствовали бы о вхождении конкретных изображенных на данных картографических материалах земель в состав территории земельного участка с кадастровым номером №:37, на данных картографических материалах отсутствуют, не представляется возможным установить местоположение земельного участка с кадастровым номером №:37, и, следовательно, контура 70 земельного участка №:37 на данных картах.
..ни один из представленных документов не может быть использован в качестве картографической основы для межевого плана, поскольку их масштаб не соответствует устанавливаемым законодательством требованиям и не позволяет определить характерные точки координат, изображенных на нем земель с минимальной нормативно допустимой точностью… Соответственно, не представляется возможным установить границы контура 70 земельного участка с кадастровым номером №:37.
Ввиду того, что не представляется возможным установить местоположение земельного участка с кадастровым номером №:37, и, следовательно, границ части земельного участка, соответствующей контуру 70 земельного участка №:37, соответственно не представляется возможным определить наличие или отсутствие наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами №:400 и №:125, а также иные пересечения.
Суд считает, что заключение эксперта получено без нарушений норм ГПК РФ и соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001г №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в связи с чем у суда нет оснований не доверять данному доказательству.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу, что доказательств того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером №:37 имеются документы, подтверждающие фактическое местонахождение границ участка, не имеется.
Правоустанавливающие документы на земельным участок с кадастровым номером №:37 не содержат указания на план, схему, или характерные точки координат границ участка. Документы также не содержат указание на характерные точки координат, текстовое описание границ земельных участков, указание на смежных землепользователей и координаты границ смежных земельных участков.
Согласно кадастровым документам, площадь земельного участка с кадастровым номером №:37 ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. В ГКН отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче при сделке. Площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке.
Таким образом, площадь участка с кадастровым номером №:37 в момент постановки его на кадастровый учет не была определена.
Из представленных в материалы дела кадастровых дел не следует, что площадь участка с кадастровым номером №:37 уточнялась при их межевании в установленном порядке.
Суд приходит к выводу, что уточнение границ земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а также исходя из границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 статьи 38 Закона о кадастре), не позволяет достоверно установить границы испрашиваемых земельных участков.
Согласно кадастровым документам, земельный участок с кадастровым номером №:37 поставлен на кадастровый учет (дата) По настоящее время границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Документы, на которые представители истца ссылаются в обоснование заявленных требований, не могут служить доказательством существования границ участка с кадастровым номером №:37, поскольку не прошли установленный законом порядок кадастрового учета, не утверждены в установленном законом порядке, не содержат характерных точек координат.
Таким образом, бесспорных и достоверных доказательств нарушения своих прав ответчиками представителями истца в силу ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Так как представители истца в рамках избранного способа защиты, не представили в порядке ст.56 ГПК РФ надлежащих и бесспорных доказательств нарушения их прав и законных интересов ответчиками, суд не усматривает правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ, денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Определением Рузского районного суда (адрес) от (дата) по указанному делу по ходатайству представителей истца ООО «Фонд Нововолково» была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО НПО «Стандарт» Смирновой И.В.. Расходы по проведению экспертизы были возложены на ООО «Фонд Нововолково».
Определение суда от (дата) в части расходов по проведению экспертизы ООО «Фонд Нововолково» в полном объеме не исполнено, что также не отрицалось представителями истца, в связи с чем ООО НПО «Стандарт» ходатайствует о взыскании с истца денежных средств за проведение землеустроительной экспертизы в размере ... рублей.
В силу ст.ст. 96, 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ООО «Фонд Нововолково» в пользу ООО НПО «Стандарт» денежные средства за проведение судебной землеустроительной экспертизы в размере 150000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ООО «Фонд Нововолково» к Администрации Рузского муниципального района (адрес), Живиловой О. И., Квитко А. Н. о признании незаконными и отмене постановлений Администрации Рузского муниципального района (адрес) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 4955, «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) от (дата) № 4955» от (дата) № 1996, «О внесении изменений в постановление Администрации Рузского муниципального района (адрес) от (дата) № 4955» от (дата) № 2826, «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории» от (дата) № 2973; признании договоров аренды земельных участков от (дата) № 30 и от (дата) № 591 недействительными, признании отсутствующим права аренды на земельные участки; об установлении границ земельного участка отказать в полном объеме.
Взыскать с ООО «Фонд Нововолково» в пользу ООО НПО «Стандарт» денежные средства за проведение судебной землеустроительной экспертизы в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 апреля 2015 года.
Судья Ю.В. Фильченкова