№2-154/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 22 мая 2017 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,
при секретаре Вороновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суплотовой Т.С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец работает в МБОУ «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа» в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки. Согласно расчетным листкам заработная плата работника состоит из должностного оклада, компенсационных выплат, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента.
В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.01.2017г. по 31.03.2017г. истцу составила 23 644,50 рублей.
Истец просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 23 644,50 рублей. Кроме того, истец просит суд признать действия работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы ниже установленного минимального размера оплаты труда - незаконными, а также обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного размера оплаты труда в РФ.
Определением суда о принятии искового заявления к производству, подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от 25.04.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края, администрация муниципального района «Тунгокоченский район» (л.д.1).
В судебное заседание истец не явилась, будучи надлежаще извещённой о месте и времени судебного заседания, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.15).
В судебное заседание ответчик - МБОУ «Тунгокоченская СОШ» своего представителя не направила, будучи надлежаще извещенной о месте и времени судебного заседания, о причинах не явки суд не уведомила.
Ответчик - Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» в судебное заседание своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав на несогласие с исковыми требованиями истца (л.д.___).
Ответчик - Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края, в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав на несогласие с исковыми требованиями истца в связи с тем, что не является надлежащим ответчиком (л.д.__).
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» в должности <данные изъяты> с 01.09.2016 г. (л.д.6-10,11,14). Согласно трудового договора, заключенного 01.09.2016 г. с ответчиком, за выполнение обязанностей <данные изъяты> истцу производится доплата в размере 1700 рублей в месяц (п. 3.1. договора).
Из трудового договора (л.д.6-10) и расчетных листов (л.д.12) видно, что на должностной оклад истца начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, в том числе районный коэффициент-50%, северная надбавка-50%.
С учетом названных выплат, заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Тунгокоченская СОШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. N 1029", Тунгокоченский район Забайкальского края приравнен к районам Крайнего Севера.
Федеральным законом от 20 мая 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом №164-ФЗ от 02.06.2016 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года составляет 7 500 рублей.
При этом в соответствии с положениями статьей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников.
Из изложенного следует что, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Таким образом, судом установлено, что районный коэффициент и «северная» надбавка, у ответчика рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, то есть в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с работой истца в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.
Недоначисленная и невыплаченная заработная плата, в связи с указанным, подлежит взысканию с ответчика.
Относительно требований истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы за выполнение обязанностей кладовщика в размере 0,5 ставки, исходя из размера МРОТ с начислением соответствующих коэффициентов, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
При этом доплата может быть установлена в виде твердой суммы, в процентах к тарифной ставке (окладу) отсутствующего работника или к зарплате по основной работе.
Согласно условиям трудового договора от 01.09.2016 г., заключенного между истцом и ответчиком МБОУ «Тунгокоченская СОШ», за выполнение обязанностей <данные изъяты> истцу производится доплата в размере 1700 рублей в месяц (п. 3.1. договора).
Таким образом, суд приходит к выводу, что между сторонами трудового договора (Суплотовой Т.С. и МБОУ «Тунгокоченская СОШ») при заключении трудового договора от 01.09.2016 г. было достигнуто соглашение о доплате за выполнение Суплотовой Т.С. обязанностей <данные изъяты> в размере 1700 рублей в месяц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца в данной части необоснованы и не подлежат удовлетворению.
Истцом представлен расчёт недоначисленной заработной платы (л.д.5). Суд, проверив представленный расчет, признает его не правильным, не подтвержденным материалами дела и при самостоятельном расчете определяет следующий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца:
январь 2017 г.: 7500,00 рублей + 1700,00 рублей (доплата за выполнение обязанностей кладовщика) + 50% районный коэффициент + 50% северный коэффициент = 18 400,00 (должно быть начислено) - 14 618,50 рублей (фактически начислено) = 3 781,50 рублей;
февраль 2017 г.: 7500,00 рублей + 1700,00 рублей (доплата за выполнение обязанностей кладовщика) + 50% районный коэффициент + 50% северный коэффициент = 18 400,00 (должно быть начислено) - 14 618,50 рублей (фактически начислено) = 3 781,50 рублей;
март 2017 г.: 7500,00 рублей + 1700,00 рублей (доплата за выполнение обязанностей кладовщика) + 50% районный коэффициент + 50% северный коэффициент = 18 400,00 (должно быть начислено) - 14 618,51 рублей (фактически начислено) = 3 781,49 рублей.
Всего с ответчика подлежит взысканию 11 344,49 рулей.
Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования разделены.
На органы местного самоуправления возложено финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края").
Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», заработная плата работникам, занимающим должность завхоза выплачивается за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края (л.д.18).
В соответствии с нормами Постановления Правительства Забайкальского края от 26.12.2014 №718 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях", субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, (п.3 указанного постановления).
При этом контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (п.12 Постановления).
С учетом названных положений законодательства, на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края для выплаты ответчику МБОУ «Тунгокоченская СОШ» истцу Суплотовой Т.С. недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в случае их недостаточности у МБОУ «Тунгокоченская СОШ».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата истца составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд не может признать законными действия работодателя по начислению заработной платы истцу с учетом включения в её размер северного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки в размере 50% и доведения заработной платы с учетом указанных выплат до минимального размера оплаты труда.
Указанные действия признаются незаконными, противоречащими вышеприведенным положениям действующего законодательства, которое работодатель обязан в дальнейшем соблюдать и выплачивать истцу заработную плату, исходя из вышеназванного принципа начисления.
Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать ответчика производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей за удовлетворение материальных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суплотовой Т.С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Тунгокоченской средней общеобразовательной школе - удовлетворить частично.
Признать действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тунгокоченской средней общеобразовательной школы по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы ниже МРОТ - незаконными.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тунгокоченской средней общеобразовательной школы в пользу Суплотовой Т.С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2017 года в сумме 11 344 (одиннадцать тысяч триста сорок четыре) рубля 49 копеек.
Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Тунгокоченская СОШ» истцу Суплотовой Т.С. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 11 344 (одиннадцать тысяч триста сорок четыре) рубля 49 копеек, в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Тунгокоченская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Тунгокоченская СОШ» истцу Суплотовой Т.С. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 11 344 (одиннадцать тысяч триста сорок четыре) рубля 49 копеек, в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Тунгокоченская СОШ», за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тунгокоченскую среднюю общеобразовательную школу Тунгокоченского района Забайкальского края в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Суплотовой Т.С. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, начиная с 1-го апреля 2017 года.
В удовлетворении остальных требований истца - отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тунгокоченская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий Т.Ю. Сенотрусова