Р Е Ш Е H И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
Председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,
при секретаре Сумароковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Вельское» к Окатовой В. П. о признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л :
администрация муниципального образования «Вельское» обратилась с иском к Окатовой В.П. о признании права на квартиру, расположенную по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. *, д.*, кв*.
В обоснование иска указав, что администрацией МО «Вельское» на основании протокола о рассмотрении единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году на территории МО «Вельское» от *июня 2015 года был заключен муниципальный контракт от * июля 2015 года №*. Предметом контракта является покупка квартиры, расположенной по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. *, д.* кв.* Контракт заключен в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 года №173-пп. Заявление и документы на государственную регистрацию перехода права собственности на указанную квартиру были сданы в межмуниципальный отдел по Вельскому, Шенкурскому и Устьянскому районам Управления Росреестра по Архангельской области и НАО. * сентября 2015 года Управлением Росреестра вынесено решение об отказе в государственной регистрации перехода права на квартиру, оформленное сообщением от *сентября 2015 года. Отказ мотивирован отсутствием в контракте условия, об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Они не могут включить в контракт условие об уменьшении суммы подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, так как будут нарушены права собственника жилого помещения, то есть администрация не имеет правовых оснований уменьшить сумму контракта за недвижимое имущество на сумму налоговых платежей, которые не предусмотрены налоговым законодательством РФ. Денежные средства в размере * руб. перечислены на счет собственника Окатовой В.П.
В судебном заседании представитель администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. поддержала исковые требования в полном объеме, дополнительно указав, что муниципальное образование не является налоговым агентом и поэтому у него не возникает обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с продавца, федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусмотрено изменение контракта после его заключения, налоговое законодательство возлагает на ответчика обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом.
Ответчик Окатова В.П. и третье лицо Назаров В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не предоставили уважительных причин неявки.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Как установлено в судебном заседании Окатовой В.П. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. *, ул. *, д.*, кв.*.
Администрацией МО «Вельское» на основании протокола о рассмотрении единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году на территории МО «Вельское» от * июля 2015 года был заключен муниципальный контракт от * июля 2015 года №*.
Предметом контракта является покупка квартиры, принадлежащей Окатовой В.П. и расположенной по адресу: Архангельская область, г. *, ул. *, д.*, кв.*. Муниципальный контракт подписан сторонами, в лице их представителей.
По данному муниципальному контракту денежные средства в размере * руб. перечислены на счет Окатовой В.П., что подтверждается платежными поручениями.
Контракт заключен в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 года №173-пп. Заказчиком является администрацией МО «Вельское».
Муниципальный контракт должен заключаться в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон №44-ФЗ).
Существенным условием согласно п.13 ст.34 Закона №44-ФЗ является то, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу ч.10 ст.70 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Размещение на официальном сайте документации об аукционе в электронной форме (включая проект контракта, заключаемого по результатам проведения процедуры осуществления закупки) является публичной офертой в соответствии с ч.2 ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в аукционе в электронной форме рассматривается в качестве акцепта оферты. Согласно части 1 ст.438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцепт должен быть полным и безоговорочным, поэтому условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в заявке, должны соответствовать условиям исполнения контракта, предусмотренным конкурсной документацией. Этими условиями являются, в том числе сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также цена, сроки и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
С учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, поставленный товар должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере. Указание в муниципальном контракте условия об уменьшении суммы контракта на сумму налоговых платежей при покупке недвижимости, является изменением цены контракта, что является нарушением ч.2 ст.34 Закона №44-ФЗ.
В муниципальном контракте продавцом является Окатова В. П., то есть физическое лицо.
Пунктом 5 муниципального контракта предусмотрено, что цена контракта включает в себя стоимость квартиры, расходы на оформление документов, страхование, а также все, предусмотренные действующим законодательством налоги, госпошлины, сборы и другие обязательные платежи. Цена жилого помещения устанавливается на весь период действия контракта в рублях и не подлежит изменению.
Таким образом, после заключения муниципальный контракт изменению не подлежит.
Частями 1, 2 ст.24 НК РФ определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Исходя из положений ст.209 и пункта 1 ст.224 Кодекса, доход, полученный налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13%.
Пунктом 2 ч.1 ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст.228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 ст.229 и пункту 4 ст.228 Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.229 НК РФ налогоплательщиком самостоятельно определяется налогооблагаемая база и предоставляется декларация в налоговый орган, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме этого согласно ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Ответчик является собственником спорного жилого помещения с *августа 2009 года, соответственно, у ответчика, как налогового резидента, возникает обязанность исчислить и уплатить налог в отношении дохода, полученных от продажи недвижимого имущества в установленном законом порядке.
В данном случае при приобретении квартиры у физического лица заказчик, муниципальное образование, не является налоговым агентом, соответственно, у него не возникает обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы НДФЛ в отношении таких доходов.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).
В установленном законом порядке муниципальный контракт не зарегистрирован в органе, осуществляющим государственную регистрацию.
В настоящее время регистрация права собственности без решения суда не возможна в связи с тем, что в муниципальный контракт не включены условия о том, что цена будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Между тем, отсутствие данного условия в контракте не может служить безусловным основанием для отказа в иске, поскольку, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.228 НК РФ, обязанность по исчислению и уплате налога в данном случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самого налогоплательщика – физическое лицо, а именно на ответчика Окатову В.П.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у истца возникло право собственности на квартиру, которое истец не может реализовать без решения суда, и поэтому заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
иск администрации муниципального образования «Вельское» к Окатовой В. П.о признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Вельское» право собственности на квартиру, площадью * кв.м., инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) *, расположенную по адресу: Архангельская область, г. *, ул. *, дом *, кв.*.
Право собственности на данное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Регистрация права собственности за муниципальным образованием «Вельское» на квартиру №* в доме №* по ул. * в г. * Архангельской области является основанием для прекращения права собственности на квартиру №* в доме №* по ул. * в г. * Архангельской области за Окатовой В.П.
Взыскать с Окатовой В. П. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере * руб.* коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий И.Г.Латфуллин