Дело № 2-987/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.,
при секретаре Киселевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
1 октября 2018 года
гражданское дело по иску Корабельниковой Валентины Витальевны, Корабельникова Владимира Васильевича, Мельникова Александра Витальевича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова» и заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова», мотивировав тем, что они зарегистрированы в жилом помещении по <адрес> <адрес>, где проживают и собственниками которого являются Корабельниковы на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом по <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова». Другой недвижимости в собственности они не имеют. Актом МВК от ДД.ММ.ГГГГ, дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Истцы Корабельников В.В., Мельников А.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Истец Корабельникова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Щур С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 социальная выплата предоставляется гражданам, проживающим в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом угольном предприятии, принадлежащем ему на праве собственности. При этом должны быть соблюдены условия: наличие права на занимаемое жилое помещение на день принятия решения о ликвидации шахты; признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом угольном предприятии; нуждаемость граждан, проживающих в таком жилье, в жилом помещении, т.е. не должны иметь другого жилого помещения. Совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятии решения о ликвидации (консервации) угольного предприятия. Дом по <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» и подвергся влиянию горных работ, дом подлежит сносу, как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». В списке на переселение по данному адресу значатся три человека: Корабельникова Валентина Витальевна, Корабельников Владимир Васильевич, Мельников Александр Васильевич. Истцы Корабельниковы имели в совместно нажитом имуществе дом по <адрес>, отчуждение которого Корабельникова В.В. произвела в октябре 2016 года, также у них была квартира по <адрес>, отчуждение которой Корабельникова В.В. произвела в январе 2017 года. Социальная выплата является помощью государства и предоставляется один раз. В четвертом квартале 2008 года выделена социальная выплата из средств федерального бюджета для приобретения (строительства) жилья ФИО9 и Мельникову Александру Витальевичу. На средства социальной выплаты Мельников Александр приобрел ? долю в праве собственности на квартиру по <адрес>, общей площадью 41,6 кв. м., отчуждение которой произвел в ноябре 2016 года. Истцы, произведя отчуждение своего имущества, намеренно ухудшили свои жилищные условия. Из совокупности всех обстоятельств, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ 428 считает, что нет оснований для заключения с истцами договора на предоставление социальной выплаты.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства Топлива и энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В части 3 ст. 17 Конституции РФ указано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, предусмотренный в п. 8 Правил, является исчерпывающим (п. 8 в ред. от 28.09.2016).
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
В судебном заседании было установлено, что истцы Корабельников В.В., Корабельникова В.В. являются собственниками квартиры по <адрес> на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Мельников А.В. является внуком Корабельниковым.
Все истцы зарегистрированы в данном жилом помещении: Корабельников В.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Корабельникова В.В.- с ДД.ММ.ГГГГ, Мельников А.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из информации, представленной ответчиком, согласно экспертному заключению СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ № «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» дом по <адрес> подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта им. Ворошилова» и подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Таким образом, дом подлежит сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова».
В списке жителей на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» по адресу <адрес> значатся все истцы.
Несмотря на то, что истцы состоят в списке граждан, подлежащих переселению, администрация города Прокопьевска отказывает им в заключении договора о предоставлении социальной выплаты, поскольку истцы не нуждаются в переселении.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём.
При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Суд принимает во внимание, что регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, является способом учета граждан в пределах РФ и не влияет на разрешение вопроса о праве лиц на пользование жилой площадью, но в рассматриваемом деле истцы не представили доказательств, что для них спорное жилое помещение являлось единственным и постоянным местом жительства, и они нуждаются в социальной поддержке государства - переселении.
Так, судом было установлено, что истцы Корабельниковы 07.09.2000 года вступили в зарегистрированный брак.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Корабельниковой В.В. был приобретен по договору купли-продажи дом по <адрес> в <адрес>, общей площадью 41,2 кв. м., отчуждение которого произведено в 2016 году.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на имя Корабельниковой В.В. была приобретена квартира по <адрес> в <адрес>, общей площадью 57,2 кв. м., отчуждение которой произвела в 2017 году.
Таким образом, истцы Корабельниковы не нуждаются социальной поддержке со стороны государства, поскольку имели в собственности иные жилые помещения, пригодные для проживания, и, произведя отчуждение принадлежащих им жилых помещений, ухудшили свои жилищные условия и в соответствии со ст. 53 ЖК РФ даже не могут быть поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях в течение 5 лет.
Судом также было установлено, что истец Мельников А.В. ранее проживал по <адрес> в <адрес>, в связи с чем, в 2008 года ему и его отцу была предоставлена социальная выплата из федерального бюджета, которую они использовали для приобретения жилого помещения - квартиры по ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью 41,6 кв. м., отчуждение которой произвели в 2016 году, чем также истец Мельников А.В. ухудшил свои жилищные условия.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 не предусмотрена возможность повторного предоставления социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в части включения истцов в уточненный список граждан, и, как следствие, у истцов не возникло право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, и суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Вместе с тем, отказ в иске истцам Корабельниковым, которые являются собственниками жилого помещения по <адрес> в <адрес> не нарушает их прав, как собственников, поскольку, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О, защита гражданином своих прав в связи с причинением вреда его жилью в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах возможна не только в рамках, установленных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, которое не отменяет действие общих положений гражданского законодательства о возмещении вреда. Выбор эффективного способа защиты своих прав осуществляется гражданином в соответствии со ст. 12 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Корабельниковой Валентине Витальевне, Корабельникову Владимиру Васильевичу, Мельникову Александру Витальевичу к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2018 года.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова