Дело № 2-1457/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 26 октября 2015 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре СИЗЕНЕВОЙ Л.В.,
с участием административного истца ШУЛЬГА Г.С.,
её представителя адвоката ИНДРЮЛИС Н.С.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» АВДЕЕВА В.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Шульга Г.С. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области об оспаривании действий должностного лица,
у с т а н о в и л:
Шульга Г.С. обратилась в суд с заявлением, пояснив, что она является дочерью пенсионера Министерства обороны - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в Армении.
Факт смерти ФИО1 подтверждается свидетельством о смерти, выданным территориальным отделом Ереванского Спецобслуживания Агентства ЗАГС Министерства Юстиции РА от 11.02.2015г., актовая запись №.
Как считает истица, она как член семьи пенсионера из числа военнослужащих имеет право на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти.
В связи с этим онаобратилась в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о выплате пособия на погребение умершего отца, при этом ею были приложены документы, подтверждающие право на получение выплат, в том числе: свидетельство о смерти и справка о регистрации акта смерти ФИО1 выданные Территориальным отделом Ереванского Спецобслуживания Агентства ЗАГС Министерства Юстиции РА.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отдела военного комиссариата <адрес>, <адрес> и <адрес> <данные изъяты> был дан ответ, что для получения пособия на погребение необходимо предоставить справку о смерти формы №33, утвержденную постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1274. Для получения такой справки было рекомендовано обратиться в консульское учреждение Российской Федерации на территории Республики Армения.
На обращение в консульский отдел Посольства Российской Федерации в республике Армения Шульга Г.С. был дан ответ, что удовлетворить просьбу о выдаче справки о смерти отца не представляется возможным, поскольку регистрация акта смерти осуществлялась в ЗАГСе, а не в консульстве. При этом было указано, что Российской Федерацией и РеспубликойАрмения в качестве Договаривающихся Сторон ратифицирована Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.Всоответствии с п.1 ст. 13 Конвенции, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Таким образом, свидетельство о регистрации актов гражданского состояния и удостоверяющие акты гражданского состояния справки, выданные органами ЗАГС Республики Армения, переведенные на русский язык и нотариально заверенные, подлежат применению в качестве таковых на территории Российской Федерации.
На повторное обращение с заявлением о выплате пособия на погребение, начальник центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» направил в адрес Шульга Г.С. письмо, которым отказал в выплате пособия на погребение. Из содержания данного письма следует, что основания для выплаты заявителю расходов на погребение отсутствуют в связи с непредставлением справки о смерти, выданной органами ЗАГСа по форме № 33.
Шульга Г.С. первоначально просила: -признать незаконным решение начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> области от 27 июля 2015 года об отказе в выплате пособия на погребение за умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1;
-обязать Военный комиссариат <адрес> устранить допущенное нарушение закона и выплатить Шульга Г.С. пособие на погребение за умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1.
В ходе рассмотрения дела Шульга Г.С. подала уточненное административное исковое заявление и просила: - признать незаконнымидействия врио начальника отдела Военного комиссариата <адрес>, <адрес> и <адрес>м <адрес> <данные изъяты>, отказавшего в выплате пособия на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1;
- обязать Военный комиссариат <адрес> устранить допущенное нарушение закона и выплатить Шульга Г.С. пособие на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1.
В судебном заседании административный истец и её представитель адвокат Индрюлис Н.В. поддержали уточненные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Авдеев В.Ф. административный иск не признал. По его мнению, Шульга Г.С. никто не отказывал в назначении и выплате пособия на погребение, а только рекомендовали представить справку о смерти и свидетельство о смерти, выданные уполномоченными органами, ответы от 27.07.2015г. и 04.08.2015г. были даны на письменное обращение Пирумян Е.С., а не Шульга Г.С.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Пирумян Е.С. в судебное заседание не явилась, письменно уведомив суд о своей просьбе рассмотреть дело в её отсутствие, требования административного истца поддержала.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов…
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями…, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересовили на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе судебного разбирательства было установлено, ФИО1, гражданин РФ, пенсионер МО РФ,зарегистрированный и постоянно проживавший по адресу: <адрес>, <адрес> городской округ, <адрес>, с дочерью Шульга Г.С., умер ДД.ММ.ГГГГ. в городе Ереван Республика Армения, где гостил у своей дочери Пирумян Е.С.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» члены семьи пенсионера из числа военнослужащих, имеют право на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
15.06.2015г. Шульга Г.С. обратиласьв Борисоглебское отделение Военного комиссариата <адрес> с заявлением о выплате пособия на погребение умершего отца, при этом ею были приложены документы, подтверждающие право на получение выплат, в том числе: свидетельство о смерти и справка о регистрации акта смерти ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Территориальным отделом Ереванского Спецобслуживания Агентства ЗАГС Министерства Юстиции РА, переведенные на русский язык и надлежащим образом нотариально удостоверены.
В своем ответе от 16.06.2015г. врио начальника отдела военкомата <адрес> по городу <адрес> и <адрес>м <данные изъяты> указал, что для получения единовременного пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии супруге, близким родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность, осуществить погребение, необходимо предоставить справку о смерти, утвержденную постановлением Правительства РФ. Поскольку ФИО5 умер в <адрес>, было рекомендовано обратиться за получением указанной справки в консульское учреждение Российской Федерации на территории Республики Армения.
Поскольку ФИО2 было затруднительно выехать в Армению, она поручила своей родной сестре ФИО12, проживающей в <адрес>, получить необходимую справку в консульском учреждении РФ на территории РА.
Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республики Армения в своем ответе № от 29.06.2015г. сообщил ФИО12, что выдать справку о смерти ФИО13 не может, поскольку регистрация о его смерти не осуществлялась в консульском отделе. Одновременно было разъяснено, что свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и удостоверяющие акты гражданского состояния справки, выданные органами ЗАГС Республики Армения, переведенные на русский язык и нотариально удостоверенные, подлежат применению в качестве таковых на территории Российской Федерации.
Поскольку обратиться за получением единовременного пособия на погребение заинтересованные лица могут только в течение шести месяцев со дня смерти пенсионера МО, то есть до 10.08.2015г. то сестры договорились, что ФИО12 отправит пакет документов напрямую в <адрес> и в отдел ВК ВО по <адрес>, <адрес> и <адрес>м, что она и сделала 08.07.2015г., препроводив документы своим заявлением, в котором изложила все обстоятельства и просила дать ответ её сестре ФИО2
На это заявление начальник центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» В.Ракульцев своем ответе от 27.07.2015г. №/АВ-119061пр. отказал в выплате пособия на погребение, вновь ссылаясь на отсутствие справки о смерти по форме №, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.19998г. №. Аналогичный ответ был дан ФИО2 начальником отдела ВК ВО по <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м за № от 04.08.2015г.
Единственной причиной отказа в назначении и выплате пособия на погребение является отсутствие справки по форме №.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» члены семьи пенсионера из числа военнослужащих, имеют право на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Справка о смерти по форме №, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998г. №, выдается в подтверждение факта государственной регистрации о смерти и необходима для реализации родственниками или иными заинтересованными лицами определенных прав и гарантий. Указанная справа изымается у представившего её лица для оформления пособия на погребение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности, и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состоянияи их должностных лиц.
Статья 13 того же Закона предусматривает, что документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенные вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г.(ратифицированной как Российской Федерацией, так и Республикой Армения), документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Таким образом, свидетельство о смерти и справка о смерти, выданные органом ЗАГС Республики Армения признаются действительными (при наличии нотариально заверенного перевода на русский язык) в Российской Федерации, не подлежат легализации и не требуют какого-либо специального удостоверения.
Справка о смерти выдается исключительно органом ЗАГС, осуществившим регистрацию смерти, вместе со свидетельством о смерти. Оформление справки о смерти иным органом не допускается. Это обстоятельство явилось причиной отказа Консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Армения в выдаче справки о смерти ФИО1
Что касается справки о смерти (форма № 10) армянского образца, то её содержание аналогично содержанию справки о смерти российского образца (форма № 33). Данные справки подтверждают факт смерти гражданина и её регистрацию. Обе справки содержат одни и те же позиции: фамилия, имя и отчество умершего, его дата рождения, дата смерти, место смерти, причина смерти, номер и дата записи акта о смерти и место регистрации.
Таким образом, требование должностных лиц Военного комиссариата <адрес> о предоставлении справки о смерти по форме № 33 незаконно.
Административный истец Шульга Г.С. еще 15.06.2015г. предоставила в отдел ВК ВО по <адрес>, <адрес> и <адрес>м вместе с нотариально удостоверенным переводом свидетельства о смерти гражданина РФ ФИО1, выданного 11.02.2015г. территориальным отделом Ереванского Спец обслуживания Агентства ЗАГС МЮ РА, и нотариально удостоверенный перевод справки о регистрации акта смерти того же гражданина, выданной 11.02.2015г. территориальным отделом Ереванского Спец обслуживания Агентства ЗАГС МЮ РА, то есть тем же органом ЗАГС, который выдал свидетельство о смерти. Причем от административного истца заверенный перевод свидетельства о смерти, выданный территориальным отделом Ереванского Спец обслуживания Агентства ЗАГС МЮ РА, был принят, на его основании была прекращена выплата пенсии ФИО1. Свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС Республики Армения, не вызвало у должностных лиц административного ответчика сомнений в его правильности, а справка о смерти, выданная тем же органом ЗАГС поставлена под сомнение.
Представитель административного ответчика Агеев В.Ф. в судебном заседании пояснил, что отдел ВК ВО по <адрес>, <адрес> и <адрес>м принимает от граждан и формирует документы на оформление пособия на погребение, после чего направляет пакет документов в центр социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», и только там принимается решение о назначении и выплате пособия на погребение или отказе в этом. По его мнению, должностные лица военкомата не отказывали в назначении и выплате пособия на погребение, а только рекомендовали представить справку формы № 33.
Требуя от административного истца справку о смерти формы № 33, выданную консульским учреждением Российской Федерации в Республике Армения, получив при этом ответ консульского учреждения о том, что по закону такая справка не может быть выдана, административный ответчик фактически отказал Шульга Г.С. в назначении и выплате пособия на погребение, тем самым нарушил её право на получение данного пособия.
В своих возражениях представитель административного ответчика указывает на то, что Шульга Г.С. только один раз обращаласьв ОВК (15.06.2015г.) за выплатой пособия на погребение, ей был разъяснен порядок выплаты пособия. Второй раз с подобным заявлением обращалась не Шульга Г.С., а её сестра Пирумян Е.С. Поскольку доверенности на право представления интересов Шульга Г.С. не было представлено, то должностные лица ответчика сделали вывод о том, что Пирумян Е.С. действовала в своих интересах.
Изучив текст обращения Пирумян Е.С., суд не может согласиться с таким выводом административного ответчика.
В заявлении Пирумян Е.С. от 08.07.2015г. изложены обстоятельства смерти её отца ФИО1 а также указано, что 15.06.2015г. её сестра Шульга Г.С. обратилась в отдел ВК ВО по <адрес>, <адрес> и <адрес>м «с заявлением о выплате единовременного пособия в размере трехмесячной пенсии, в чем ей было отказано ввиду необходимости предоставления справки формы 33 о смерти отца». В соответствии с данным указанием Пирумян Е.С. обратилась в Консульский отдел Посольства России в Армении за получением требуемой справки о смерти формы № 33, где ей были даны разъяснения относительно незаконности выдачи консульским учреждением такой справки в случае регистрации смерти органом ЗАГСа республики Армения и выдачи аналогичной справки. В своем заявлении Пирумян Е.С. пришла к выводу о незаконности отказа в выплате единовременного пособия и просила повторно рассмотреть данный вопрос, то есть заявление Шульга Г.С. о выплате пособия на погребение от 15.06.2015г. В данном заявлении была допущена ошибка в указании нормативно-правового акта, на основании которого назначается и выплачивается пособие на погребение: вместо пункта 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 указан пункт 22 того постановления. Кроме того, в своем заявлении Пирумян Е.С. просила ответ дать Шульга Г.С., то есть лицу, первоначально обратившемуся за пособием на погребение.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Пирумян Е.С. в своем заявлении в суд пояснила, что поскольку Шульга Г.С. было самой проблематично обратиться консульское учреждение РФ на территории Республики Армения, она по поручению сестры обратилась в данное учреждение за получением справки о смерти формы № 33. Получив соответствующие разъяснения и официальный письменный ответ, Пирумян Е.С., опять же по просьбе сестры, отправила пакет документов непосредственно в Военный комиссариат <адрес>. На получение пособия на погребение заинтересованное лицо Пирумян Е.С. не претендует.
В судебном заседании Шульга Г.С. пояснила, что они с сестрой полагали, что поскольку сама Шульга Н.С. уже обращалась в военкомат, документы, присланные Пирумян Е.С., будут дополнением к её документам, уже представленным ранее. Сестра представила копию своего паспорта и свидетельства о рождении для подтверждения того факта, что она также является дочерью ФИО1 то есть не посторонним лицом, которому был дан ответ консульским учреждением.
Действия должностных лиц административного ответчика, незаконно требующих от административного истца предоставления справки о смерти формы № 33, фактически лишили Шульга Г.С. права получения пособия на погребение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Шульга Г.С. Следует признать незаконными действия врио начальника отдела Военного комиссариата <адрес>, <адрес> и <адрес>м <данные изъяты>, отказавшего Шульга Г.С. в приеме и обработке документов к заявлению о выплате пособия на погребение, и незаконными действия начальника отдела Военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м <адрес> <данные изъяты>, отказавшего в своем ответе от 04.08.2015г. в выплате пособия на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1
Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца… и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом…
Для восстановления нарушенных прав Шульга Г.С. следует ФКУ Военный комиссариат <адрес> устранить допущенное нарушение закона и выплатить Шульга Г.С. пособие на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1 признав за Шульга Г.С. право на получение такого пособия.
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Шульга Г.С. удовлетворить.
Признать незаконными действия врио начальника отдела Военного комиссариата <адрес>, <адрес> и <адрес>м <данные изъяты>, отказавшего Шульга Г.С. в приеме и обработке документов к заявлению о выплате пособия на погребение.
Признать незаконными действия начальника отдела Военного комиссариата <адрес>, <адрес> и <адрес>м <адрес> <данные изъяты>, отказавшего в выплате пособия на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1
Обязать ФКУ Военный комиссариат <адрес> устранить допущенное нарушение закона и выплатить Шульга Г.С. пособие на погребение умершего ДД.ММ.ГГГГ. пенсионера Министерства обороны ФИО1, признав за Шульга Г.С. право на получение такого пособия.
Решение может быть обжалован в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – п/п
Копия верна: С у д ь я - О.А.Строкова
Секретарь суда - ФИО17