Решение по делу № 2а-518/2019 ~ М-177/2019 от 06.02.2019

Дело № 2а-518/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2019 года                  город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Черкасовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дорохова А. Н. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр) просит признать незаконными решение ответчика от 17 января 2019 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером ., обязать ответчика осуществить государственную регистрацию в отношении земельного участка с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 01.10.2018 г. в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что между административным истцом и ООО «Севастопольский» 01.10.2018 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадь: <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, СОАО "<данные изъяты>"; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Административный истец и ООО «<данные изъяты>» обратился 08.10.2018 в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права ; с заявлением от 28.12.2018 г. (предоставление дополнительных документов к основному заявлению).

В ответ на заявление Дорохова А.Н. административным ответчиком 18.10.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации, а 17.01.2019 принято решение №     об отказе в осуществлении государственной регистрации.

Основанием для отказа послужили пункты 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно:    не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в государственной регистрации в отношении земельного участка не соответствует действующему законодательству.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца – Савенко Г.В., исковые требования поддержали в полном объеме, по вышеизложенным обстоятельствам, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Иванова Д.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» - Савенко Г.В. в судебном заседании заявленные требования истца считала обоснованными.

Выслушав пояснения явившихся участников административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решения вынесено ответчиком 17.01.2019, административное исковое заявление подано истцом 06.02.2019, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено, что между Дороховым А.Н. и ООО «Севастопольский» 01.10.2018 был заключен договор купли-продажи /-1 земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, СОАО "<адрес>"; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Административный истец и ООО «Севастопольский» обратился ДД.ММ.ГГГГ в Севреестр с заявлением о государственной регистрации права ; с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (предоставление дополнительных документов к основному заявлению).

В ответ на заявление Дорохова А.Н. административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации.

Основанием для отказа послужили пункты 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно:    не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с вышеуказанным сообщением об отказе в государственной регистрации недвижимого имущества, истец обратился с данным административным иском в суд.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 4 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы- исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно пункту 4 статьи 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Как усматривается из материалов дела, на государственную регистрацию права заявителем были предоставлены следующие документы, а именно договор купли-продажи /-1 земельного участка с кадастровым номером , предложение в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о реализации преимущественного права приобретения земельных участков от 29.10.2018 и сообщение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2018 г. , из которого следует, что субъекту Российской Федерации - г. Севастополю, который представлен в земельных отношениях Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, поступило извещение (предложение) о реализации преимущественного права приобретения земельных участков от 29.10.2018.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что указание административного ответчика об отсутствии на извещении отметки о приеме документа лично под расписку и непредоставление уведомления о направлении данного документа являются не соответствующими требованиями законодательства.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрен специальный порядок продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, когда первоначально извещение (предложение) о покупке такого участка направляется субъекту Российской Федерации, и в случае отказа от реализации преимущественного права покупки земельный участок предлагается к продаже другим лицам по цене предложения субъекту Российской Федерации.

Согласно п.3 статьи 8 указанного закона, в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сообщением от 21.12.2018 г. не дал согласие на приобретение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сославшись на отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки города Севастополя. Следовательно данное решение Департамента соответствует порядку указанному в п. 3. статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, решение Севреестра от 17.01.2019 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не отвечает требованиям закона.

С учетом того, что при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы административного истца о нарушении по вине административного ответчика его прав и законных интересов, препятствующие в осуществлении прав, исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. В данном случае устранение нарушений прав истца и препятствий к их осуществлению возможно путем обязания компетентного органа рассмотреть повторно заявление. Исходя из целей и задач административного судопроизводства именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Севреестра от 17 января 2019 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Дорохова А. Н. о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                Н.В. Милошенко

Решение суда в окончательной форме составлено 11.03.2019.

2а-518/2019 ~ М-177/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дорохов А.Н.
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Другие
Савенко Г.В.
ООО "Севастопольский"
Суд
Балаклавский районный суд
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
06.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
07.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
06.03.2019[Адм.] Судебное заседание
11.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее