Судья Петров С.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 марта 2016 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.
судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е.
при секретаре Титовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Максимовой И.В., Максимова Т.А., Тимковой (Максимовой) Л.А. к Романову С.Г. о взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционным жалобам МаксимоваТ.А., Максимовой И.В., Тимковой (Максимовой)Л.А. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2015 года, которым постановлено:
Взыскать в счет возмещения компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, с Романова С.Г. в пользу Максимовой И.В. 200000 рублей, в пользу Максимова Т.А. и Тимковой (Максимовой) Л.А. по 250000 рублей каждому, в остальном заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Романова С.Г. государственную пошлину в бюджет Цивильского района Чувашской Республики в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
Максимова И.В., Максимов Т.А., Тимкова (Максимова) Л.А. обратились в суд с иском к Романову С.Г. о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 20 июня 2014 года ответчик Романов С.Г., управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения и совершил ДТП, повлекшее смерть Максимова А.П., являвшегося мужем Максимовой И.В и отцом Максимова Т.А. и Тимковой (Максимовой)Л.А. Уголовное преследование в отношении ответчика было прекращено в связи с амнистией. Гибель близкого человека причинила им значительный моральный вред, выразившийся в депрессии, бессоннице, страданиях, чувстве беспомощности и утраты, явилась для них шоком и страшным горем, причинившем им нравственные страдания, компенсацию которых оценивают в размере по 1800000 рублей в пользу каждого.
В судебном заседании истцы Максимова И.В., Максимов Т.А. и их представитель Федоров Д.В., действующий также в качестве представителя истца Тимковой (Максимовой)Л.А., исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Романов С.Г. иск признал частично, полагая заявленную истцами к взысканию сумму завышенной.
Прокурор Васильева Т.А. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано истцами МаксимовымТ.А., Максимовой И.В., Тимковой (Максимовой)Л.А. со ссылкой на немотивированное занижение размера компенсации морального вреда, определенного к взысканию.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истцов Максимовой И.В., Максимова Т.А., Тимковой (Максимовой) Л.А. – Федорова Д.В., ответчика Романова С.Г., заключение прокурора Овчинниковой Н.А., проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». Для возникновения права потерпевшего на получение компенсации морального вреда необходимо наличие следующих условий: противоправность действия, причинная связь между действием и наступившим результатом, вина причинителя.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 29 мая 2015 года прекращено уголовное преследование в отношении Романова С.Г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, на основании акта об амнистии. При рассмотрении дела Романов С.Г. свою вину в произошедшем ДТП признал.
Установлено, что около 12 час. 30 мин. 20 июня 2014 года Романов С.Г., управляя технически исправным автомобилем AUDI A4 с г.р.з. №, возле остановки общественного транспорта «<адрес> в нарушение требований п.п. 1.3., 1.4, 1,5, 9.1, 9.2, 9.7, 9.9, 9.10, 10.1, 10.3 Правил дорожного движения РФ частично выехал на полосу встречного движения, где допустил касательное столкновение с автомобилем ВАЗ-210740 с г.р.з. № под управлением ФИО 1 столкновение с автомобилем MERCEDES-BENZ №, с автомобилем BMW Х3 с г.р.з. №, а затем на полосе встречного движения допустил столкновения со встречными автомобилями LADA LARGUS с г.р.з. №, HYUNDAI SANTA FE №, PEUGEOT №. В результате совершенных Романовым С.Г. нарушений Правил дорожного движения водитель автомобиля PEUGEOT № Максимов А.П. получил множественные тяжкие телесные повреждения, от которых скончался.
Прекращение уголовного дела вследствие акта об амнистии является не реабилитирующим и не освобождает ответчика от обязанности компенсации морального вреда.
Истец Максимов Т.А. является сыном, истец Тимкова (Максимова) Л.А. – дочерью, а истец Максимова И.В. – женой погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия Максимова А.П.
На основании перечисленных выше обстоятельств, свидетельствующих о причинении ответчиком истцам нравственных и физических страданий, вывод суда первой инстанции об обоснованности требования истцов о взыскании компенсации морального вреда является правильным.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел обстоятельства произошедшего ДТП, степень нравственных страданий истцов, а также материальное и семейное положение ответчика, сослался на принципы разумности и справедливости, и установил компенсацию морального вреда в пользу детей МаксимоваА.П. в размере по 250000 рублей и 200000 рублей в пользу супруги.
Однако судебная коллегия полагает, что, определяя размер компенсации морального вреда в пользу супруги погибшего в меньшем размере, чем его детям, суд не в полной мере обосновал указанное обстоятельство и характер причиненных Максимовой И.В. нравственных страданий, связанных с гибелью близкого человека – ее мужа, отца ее детей.
С учетом фактических обстоятельств причинения вреда, характера причиненных истцу гибелью супруга нравственных страданий, требований разумности и справедливости, с учетом состояния здоровья ответчика и его материального положения судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда, увеличив размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика Романова С.Г. в пользу истца Максимовой И.В. до 250000 рублей. Указанная сумма, по мнению судебной коллегии, будет учитывать в полной мере все вышеприведенные критерии и будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
В отношении Максимова Т.А. и Тимковой (Максимовой) Л.А. размер компенсации морального вреда, взысканный с ответчика, судебная коллегия полагает определенным судом с учетом всех перечисленных в законе обстоятельств, ввиду чего оснований для его изменения в соответствующих частях не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
1. Изменить решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2015 года в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Максимовой И.В., взыскав с Романова С.Г. в пользу Максимовой И.В. компенсацию морального вреда в размере 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
2. Апелляционные жалобы МаксимоваТ.А., Тимковой (Максимовой)Л.А. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Е.Д. Смирнова
А.Е. Спиридонов