Дело Номер
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года пос. Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего - судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Шильниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по иску Ильиновой А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа, администрации Лоухского муниципального района о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Ильинова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа (далее – Чупинская СОШ) с требованием о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере ххххх руб.
В обоснование заявленных требований указала, что работает ... Чупинской СОШ. В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ она отдыхала в ... (...) по туристической путевке. На проезд к месту отдыха и обратно затратила, согласно проездных документов, ххххх руб. До настоящего времени выплата денежной компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно работодателем не произведена.
Истец, представители ответчиков о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.
Судом установлено, что Ильинова А.А. работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Чупинская средняя общеобразовательная школа в должности ... с ХХХХ года.
В период ежегодного оплачиваемого отпуска с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ выезжала для проведения отпуска в ... (...).
Ильиновой А.А. израсходовано на проезд к месту отдыха и обратно ххххх,хх руб. (железнодорожный билет ... – хххх,хх руб., железнодорожный билет ... – хххх,хх руб. + ххх,хх руб. постельное белье, билет аэроэкспресса ... – ххх руб., билет аэроэкспресса ... – ххх руб. стоимость авиаперелета ... (...) – ... (...) – ... (...) – хххх,хх руб. (ххххх,хх руб. стоимость авиаперелета, входящего в пакет туристических услуг : хх,хх % (... (...) – ... –хх,хх% + ... – ... (...) – хх,хх% :2) -(перелет по территории России по ортодромии)).
Ильиновой А.А. компенсация расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно выплачена в размере 5000 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнений у суда не вызывают, в связи с чем, суд считает их установленными.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровье человека и, следовательно, связано с риском преждевременной утраты трудоспособности. Трудовым кодексом РФ предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (гл.50). К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления, относится, в частности, законодательное закрепление привила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичные правила предусмотрены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающим гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусматривает, что гарантии и компенсации для таких лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (часть третья статьи 1).
Решением ХV сессии 11 созыва Совета Лоухского муниципального района от 30.03.2011 № 138, утверждены Правила компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно для лиц, работающих на территории Лоухского муниципального района в муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета Лоухского муниципального района, и членов их семей (далее - Правила), установивших оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно в размере фактических расходов, но не более 5000 руб.
Пунктом 3 Правил установлено, что к членам семьи работника учреждения, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие в работником.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (ст. 1 Трудового кодекса РФ).
Согласно положениям ч. 1 и ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П, нормативное положение ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Исходя из системного толкования изложенных правовых норм, и учитывая, что учреждения, не относящиеся к федеральной бюджетной сфере, не освобождены от предоставления своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льгот и компенсаций, предусмотренных этими правовыми нормами, принимая во внимание, что нормы нормативных правовых актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению, в связи с чем, установленный уровень гарантий и компенсаций не может быть ниже уровня гарантий и компенсаций, установленных федеральным законом. Возлагая указанную обязанность на всех работодателей, федеральный законодатель исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, каковыми являются право на отдых и право на охрану здоровья.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Ильиновой А.А. подлежит выплате компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в размере фактически затраченных денежных средств, следовательно, иск подлежит частичному удовлетворению, с возложением на Чупинскую СОШ, работодателя истца, обязанности выплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере хххх,хх руб. (ххххх,хх руб. – 5 000 руб.).
Суд учитывает, что доказательств, подтверждающих, что установленный Решением XV сессии 11 созыва Совета Лоухского муниципального района от 30.03.2011 №138 размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере не выше 5000 руб. обеспечивает его соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы района Крайнего Севера для отдыха и оздоровления, ответчиком, администрацией Лоухского муниципального района, не предоставлено.
В иске Ильиновой А.А. к администрации Лоухского муниципального района следует отказать, поскольку администрация не является работодателем истца. Учредитель не может отвечать по обязательствам юридического лица.
В соответствии со ст.ст. 98,103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере ххх руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,114,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Ильиновой А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в пользу Ильиновой А.А. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере хххх (хххх) руб. хх коп.
В остальной части заявленные Ильиновой А.А. исковые требования оставить без удовлетворения.
В удовлетворении исковых требований Ильиновой А.А. к администрации Лоухского муниципального района о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере ххх (ххх) руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко