Решение по делу № 2-29/2015 от 12.01.2015

Дело Номер

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2015 года пос. Лоухи

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего - судьи Поращенко Г.Л.,

при секретаре Шильниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лоухского районного суда Республики Карелия гражданское дело по иску Ильиновой А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа, администрации Лоухского муниципального района о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Ильинова А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа (далее – Чупинская СОШ) с требованием о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере ххххх руб.

В обоснование заявленных требований указала, что работает ... Чупинской СОШ. В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ она отдыхала в ... (...) по туристической путевке. На проезд к месту отдыха и обратно затратила, согласно проездных документов, ххххх руб. До настоящего времени выплата денежной компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно работодателем не произведена.

Истец, представители ответчиков о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия сторон.

Изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.

Судом установлено, что Ильинова А.А. работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Чупинская средняя общеобразовательная школа в должности ... с ХХХХ года.

В период ежегодного оплачиваемого отпуска с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ выезжала для проведения отпуска в ... (...).

Ильиновой А.А. израсходовано на проезд к месту отдыха и обратно ххххх,хх руб. (железнодорожный билет ...хххх,хх руб., железнодорожный билет ...хххх,хх руб. + ххх,хх руб. постельное белье, билет аэроэкспресса ...ххх руб., билет аэроэкспресса ...ххх руб. стоимость авиаперелета ... (...) – ... (...) – ... (...) – хххх,хх руб. (ххххх,хх руб. стоимость авиаперелета, входящего в пакет туристических услуг : хх,хх % (... (...) – ...хх,хх% + ...... (...) – хх,хх% :2) -(перелет по территории России по ортодромии)).

Ильиновой А.А. компенсация расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно выплачена в размере 5000 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнений у суда не вызывают, в связи с чем, суд считает их установленными.

Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Проживание и осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывает негативное воздействие на здоровье человека и, следовательно, связано с риском преждевременной утраты трудоспособности. Трудовым кодексом РФ предусматриваются особенности регулирования труда лиц, работающих в этих районах и местностях (гл.50). К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам возможности полноценного отдыха и оздоровления, относится, в частности, законодательное закрепление привила о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные правила предусмотрены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливающим гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусматривает, что гарантии и компенсации для таких лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (часть третья статьи 1).

Решением ХV сессии 11 созыва Совета Лоухского муниципального района от 30.03.2011 № 138, утверждены Правила компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно для лиц, работающих на территории Лоухского муниципального района в муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета Лоухского муниципального района, и членов их семей (далее - Правила), установивших оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно в размере фактических расходов, но не более 5000 руб.

Пунктом 3 Правил установлено, что к членам семьи работника учреждения, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие в работником.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (ст. 1 Трудового кодекса РФ).

Согласно положениям ч. 1 и ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П, нормативное положение ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения, а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

Исходя из системного толкования изложенных правовых норм, и учитывая, что учреждения, не относящиеся к федеральной бюджетной сфере, не освобождены от предоставления своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льгот и компенсаций, предусмотренных этими правовыми нормами, принимая во внимание, что нормы нормативных правовых актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению, в связи с чем, установленный уровень гарантий и компенсаций не может быть ниже уровня гарантий и компенсаций, установленных федеральным законом. Возлагая указанную обязанность на всех работодателей, федеральный законодатель исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, каковыми являются право на отдых и право на охрану здоровья.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Ильиновой А.А. подлежит выплате компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в размере фактически затраченных денежных средств, следовательно, иск подлежит частичному удовлетворению, с возложением на Чупинскую СОШ, работодателя истца, обязанности выплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере хххх,хх руб. (ххххх,хх руб. – 5 000 руб.).

Суд учитывает, что доказательств, подтверждающих, что установленный Решением XV сессии 11 созыва Совета Лоухского муниципального района от 30.03.2011 №138 размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере не выше 5000 руб. обеспечивает его соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы района Крайнего Севера для отдыха и оздоровления, ответчиком, администрацией Лоухского муниципального района, не предоставлено.

В иске Ильиновой А.А. к администрации Лоухского муниципального района следует отказать, поскольку администрация не является работодателем истца. Учредитель не может отвечать по обязательствам юридического лица.

В соответствии со ст.ст. 98,103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере ххх руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,114,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Ильиновой А.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Чупинская средняя общеобразовательная школа о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в пользу Ильиновой А.А. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере хххх (хххх) руб. хх коп.

В остальной части заявленные Ильиновой А.А. исковые требования оставить без удовлетворения.

В удовлетворении исковых требований Ильиновой А.А. к администрации Лоухского муниципального района о взыскании денежной компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Чупинская средняя общеобразовательная школа в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере ххх (ххх) руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Председательствующий Г.Л. Поращенко

2-29/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ильинова А.А.
Ответчики
администрация Лоухского муниципального района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чупинская средняя общеобразовательная школа
Суд
Лоухский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
louhsky.kar.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2015Передача материалов судье
15.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2015Судебное заседание
22.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2015Дело оформлено
21.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее