Дело № 2-1313/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Красноярск
Центральный районный суд г, Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Вещиковой А,В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Красноярска к ДМИЗО администрации г.Красноярска о возложении обязанности осуществить постановку на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд с иском к ДМИЗО администрации г.Красноярска о возложении обязанности осуществить постановку на учет бесхозяйного имущества. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Железнодорожного района г.Красноярска проведена проверка исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска законодательства при постановке на учёт объектов коммунальной инфраструктуры в качестве бесхозяйных. В ходе проверки установлено, что по адресу: г.Красноярск, ул.Озерная, д.30 «Б», находится бесхозяйный объект коммунальной инфраструктуры – тепловые сети, проходящие от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса здания МП «МУК «Красноярская». В нарушение требований ст.225 ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска допущено бездействие в виде непринятия мер, направленных на постановку выявленного объекта на учёт в качестве бесхозяйного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. Полагал, что непринятие структурным подразделением органа местного самоуправления своевременных и достаточных мер по постановке объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не позволяет в полной мере осуществлять распоряжение данным имуществом, в том числе производить его техническую диагностику, которая требуется, поскольку объект находится в удовлетворительном состоянии, а также не позволяет осуществить передачу указанного объекта по договору аренды. На основании изложенного просил обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска осуществить постановку на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры – тепловые сети, проходящие от тепловой камеры к хозяйственному корпусу здания МП «МУК Красноярская», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Озерная, д. 30 «Б», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска Дмитриев И.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ДМИЗО администрации г.Красноярска Иванова Н.С., действующая на основании доверенности №26 от 14.01.2019 года исковые требования признала. Суду пояснила, что в настоящее время Департаментом проводятся работы по постановке на учет объекта инженерной инфраструктуры – тепловые сети, проходящие от тепловой камеры к хозяйственному корпусу здания МП «МУК Красноярская», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Озерная, д. 30 «Б», и в течение месяца данный объект будет поставлен на учет как бесхозяйный.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав, проверив и оценив материалы дела, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанная норма конкретизируется в ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.6 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п.7 ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу ч.10 ст.32 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 (ред. от 02.08.2018) «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в орган регистрации прав в случае, если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, направляется соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно п. 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.5 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В целях реализации возложенных на орган местного самоуправления обязанностей Распоряжением администрации г.Красноярска от 25.05.2011 года №510-ж (ред. от 06.12.2018) утверждён Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.
Согласно п.1.3 данного Регламента, выявление объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами.
В соответствии с п.2.1 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города осуществляет следующие действия:
- проверяет наличие (отсутствие) Объекта в Реестре муниципальной собственности (далее - РМС), при наличии Объекта в РМС - зарегистрировано ли на него право муниципальной собственности;
- устанавливает факт отсутствия (наличия) Объекта в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества;
- в случае отсутствия Объекта в РМС, составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества направляет копии заявления с сопроводительным письмом в департамент городского хозяйства администрации города для организации работы:
по составлению акта технического состояния Объекта межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность с заключением о технологической связанности Объекта с муниципальным имуществом или объектами организации, обладающей правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, а также организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее - Организация);
по составлению акта технического состояния Объекта межведомственной комиссией по приемке зданий, строений, сооружений, элементов благоустройства в муниципальную собственность;
по подготовке заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность;
- в случае целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность, в целях подтверждения факта выявления бесхозяйной вещи, направляет запросы в органы учета государственного имущества, государственные органы (организации), осуществлявшие регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав;
- при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об Объекте принимает меры по проведению кадастровых работ в целях его постановки на государственный кадастровый учет с одновременной постановкой на учет бесхозяйной недвижимой вещи;
- уведомляет заявителя о результатах рассмотрения заявления.
В соответствии с п. 48 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утверждённого распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска организует учёт бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, а также организует работу по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Красноярска было выявлено, что по адресу: г.Красноярск, ул.Озерная, д.30 «Б», находится бесхозяйный объект коммунальной инфраструктуры – тепловые сети, проходящие от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса здания МП «МУК «Красноярская».
В рамках проверки прокуратурой Железнодорожного района г.Красноярска был направлен запрос в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о предоставлении информации о бесхозяйных объектах коммунальной инфраструктуры, в отношении которых не проведены кадастровые работы.
В соответствии с ответом на запрос департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, направленным 16.10.2018 года под №28143-ги в прокуратуру Железнодорожного района г.Красноярска, в отношении объекта коммунальной инфраструктуры, расположенного по адресу: г.Красноярск, от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса МП «МУК «Красноярская» по ул.Озерная, д.30 «Б», кадастровые работы не проведены. В АИС СПД «Учет бесхозяйных объектов» отсутствуют сведения о дате поступления информации об объектах.
Вместе с тем, согласно информации, направленной 24.01.2017 года МП «МУК «Красноярская» в Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска, трубопроводы, идущие от тепловой камеры к хозяйственному корпусу МП «МУК «Красноярская» по ул. Озерная, д. 30 «Б», являются бесхозяйными, акты разграничения балансовой принадлежности в МП «МУК «Красноярская» отсутствуют.
Рассмотрев обращение МП «МУК «Красноярская», Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска были организованы мероприятия по проведению обследования вновь выявленных бесхозяйных участков тепловых сетей, в том числе: тепловых сетей от тепловой камеры до стены жилого дома №30/7 по ул.Озерной; тепловых сетей от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса по ул.Озерной «Б», тепловых сетей, проходящих транзитом по подвальному помещению жилого дома по ул.Озерной, 30/6, через ТК 037504 до наружной стены здания по ул.Озерной, 30 «А».
16.06.2017 года во исполнение п.2.2 Распоряжения администрации г.Красноярска от 25.05.2011 года №510-ж (ред. от 06.12.2018) «Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности» Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска были направлены акты технического состояния на указанные участки тепловых сетей с указанием на то, что оформление вышеуказанных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность в качестве бесхозяйных является целесообразным.
При этом согласно акта технического состояния объекта от 10.02.2017 данный объект коммунальной инфраструктуры технологически связан с тепловыми сетями, находящимися на балансе и техническом обслуживании АО «Красноярская теплотранспортная компания», находится в удовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не требуется, техническая документация на объект отсутствует, требуется техническая диагностика.
Согласно ответа на запрос Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 03.08.2017 года №19490-ги, направленного Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва 14.08.2017 №03-33/06/7897, объект недвижимого имущества – тепловые сети, расположенные по адресу: г.Красноярск, от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса МП «МУК «Красноярская» по ул. Озерная, д.30 «Б», в реестре федерального имущества не учитываются.
Также согласно уведомлению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 09.08.2017 года тепловые сети, расположенные по адресу: г.Красноярск, от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса МП «МУК «Красноярская» по ул. Озерная, д.30 «Б» в реестре государственной собственности Красноярского края не учитываются.
Таким образом, в нарушение п.2.1 Распоряжения администрации г.Красноярска от 25.05.2011 года №510-ж (ред. от 06.12.2018) «Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности» Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска до настоящего времени не приняты меры по проведению кадастровых работ в целях постановки на государственный кадастровый учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с одновременной постановкой на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно: тепловых сетей, расположенных по адресу: г.Красноярск, от тепловой камеры до стены хозяйственного корпуса МП «МУК «Красноярская» по ул.Озерная, д.30 «Б».
На основании изложенного суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на ДМИЗО Администрации г.Красноярска обязанность осуществить постановку на учет у Управлении Росреестра по Красноярскому краю бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры - тепловые сети, проходящие от тепловой камеры к хозяйственному корпусу здания МП «МУК «Красноярская», расположенному по адресу: г.Красноярск, ул.Озерная, 30 «б», в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Председательствующий Н.Н. Дидур