Дело № 2-6634/2014
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
город Кызыл 19 января 2015 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржак К.Д., при секретаре Шыырап М.Я., с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу № об устранении нарушений законодательства о специальной оценке условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу № (далее – ЖСК № 1) об организации проведения специальной оценки условий труда в организации согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Иск мотивирован тем, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ЖСК № 1, в ходе которой установлено, что на предприятии не проведена специальная оценка условий труда с целью обеспечения охраны труда в условиях вредного и опасного производства, выполнения тяжелых работ, к которым относится деятельность ответчика. В соответствии с актом проверки от 07 ноября 2014 года в ЖСК № не обеспечено проведение специальной оценки труда, поэтому Государственной инспекцией труда в Республике Тыва внесено предписание от 07 ноября 2014 года об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кызыла Ажи С.А. иск поддержала.
Представитель ЖСК № (ответчика) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (часть 2).
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Названная правовая норма в редакции, действующей до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о специальной оценке условий труда), введенного в действие с 01 января 2014 года, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 Закона о специальной оценке условий труда обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (части 1-4).
Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению.
Следует учесть, что частью 4 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно акту проверки Государственной инспекции труда в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № в ходе проверки ЖСК №, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что директором кооператива ФИО3 не обеспечено проведение специальной оценки условий труда. В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) директору ЖСК № ФИО3 выдано предписание об организации проведения специальной проверки условий труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ЖСК № не представило доказательств исполнения приведенного предписания контролирующего органа, поэтому суд полагает, что довод прокурора о том, что ответчиком нарушены требования законодательства об охране труда, является обоснованным, при этом сведений о том, что в обществе ранее проводилась аттестация рабочих мест суду не представлено.
Таким образом, в нарушение требований действующего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства, ответчиком не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, а также не проведена специальная оценка условий труда, предусмотренная законодательством, введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, надлежит обязать ЖСК № устранить нарушения требований законодательства об охране труда путем проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Законом о специальной оценке условий труда.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения прокурора суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден, в доход бюджета муниципального образования – городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в размере <данные изъяты> рублей по неимущественному требованию о проведении специальной оценки условий труда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу № удовлетворить.
Обязать Жилищно-строительный кооператив № устранить нарушения требований законодательства об охране труда путем проведения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива № <данные изъяты> рублей государственной пошлины в доход бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение составлено 26 января 2015 года (с учетом выходных дней 24 и 25 января 2015 года).
Судья К.Д. Ооржак