Дело № 2-56/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Тонкино 23 мая 2017 года
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Потапенко В.А.,
с участием: заместителя прокурора Тонкинского района Нижегородской области Танасийчук И.И.,
представителя ответчика ФИО4,
при секретаре Потехиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тонкинского района Нижегородской области в защиту Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тонкинского района Нижегородской области (далее прокурор) обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства.
Исковые требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проведенной проверки, в нарушение действующего федерального законодательства, на территории Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области была выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, а именно вблизи <адрес>.
Прокурор просит обязать администрацию Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, находящиеся вблизи <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Тонкинского района Нижегородской области Танасийчук И.И. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные тексту искового заявления. Просит установить срок администрации для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика – глава администрации Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 исковые требования прокурора в части ликвидации несанкционированной салки признал и представил суду письменное заявление о признании исковых требований. Суду показал о том, что действительно на территории Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления. При этом представитель ответчика считает, что срок, который просит установить прокурор для исполнения решения суда, недостаточный. Просил суд установить срок для устранения нарушений природоохранного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом представителю ответчика ФИО4 разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ.
Согласно статье 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Статьей установлено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Абзацем 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Признание иска представителем ответчика ФИО4 заявлено добровольно и выражено в письменном заявлении, указывающем также на разъяснение ему последствий совершения данного процессуального действия.
Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания ответчиком иска.
Суд, выслушав стороны, изучив и проверив материалы дела, оценив представленные доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 18, 19 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация благоустройства территории поселения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статьи 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды (земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство), природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений статьи 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу положений статьи 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка по исполнению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории <адрес>, в ходе которой на территории Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области (вблизи <адрес>) выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления.
Несанкционированная свалка находится в административных границах муниципального образования – Пакалевский сельсовет Тонкинского муниципального района Нижегородской области. Выявленный факт зафиксирован фототаблицей (л.д.7).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года № 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов, образующих несанкционированную свалку на территории Пакалевского сельсовета <адрес> муниципального района <адрес> не установлен, то отходы являются собственностью муниципального образования.
Поэтому администрация Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области в соответствии с установленным законодательством бременем содержания территории, как орган местного самоуправления, обязана принять меры к ликвидации несанкционированной свалки.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что несанкционированная свалка ликвидирована, стороной ответчика не представлено.
Руководствуясь указанными выше правовыми нормами, и установив, что несанкционированная свалка расположенная вблизи <адрес> находится на территории Пакалевского сельсовета Тонкинского муниципального района Нижегородской области, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).
Оценивая доводы сторон относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, отсутствие существенных дополнительных расходов из муниципального бюджета, с учетом обстоятельств дела, а также действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает необходимым установить ответчику разумный срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░