Судья Щелканов М.В. Дело № 33-6511/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 23 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «...» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2015 года, по которому
иск С к администрации МО ГО «...» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворен.
Администрация муниципального образования городского округа «...» обязана предоставить С благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в ... на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С обратился в суд с иском к администрации МОГО «...» об обязании предоставить жилое помещение, указав, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилье предоставлено не было.
Истец С и его представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика администрации МОГО «...» в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «...» не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> С., ... года рождения, воспитывался в ... (ныне ГОУ «...» для ...).
С ... года истец проживал в доме с матерью по адресу: <Адрес обезличен>.
С ... по ... обучался в средней школе № ..., что подтверждается справкой МОУ «...», а с ... по ... год обучался в ..., что подтверждается справой ГПОУ «...».
Установлено, что решением Исполкома ... районного ... от <Дата обезличена> № ... над ..., ... г.р., установлено попечительство, попечителем назначена его сестра .... Мать истца, ..., являлась ... (общее ...), в графе отец стоит прочерк, что следует из свидетельства о рождении.
Из пояснений истца следует, что с регистрационного учета по адресу: <Адрес обезличен>, он снят в ... году, а в ... году вновь поставлен на регистрационный учет.
Факт регистрации по состоянию на <Дата обезличена> подтверждается справкой, выданной Исполнительным комитетом ... от <Дата обезличена> № ... ... (матери истца) для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
<Дата обезличена> С обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи семь человек, включая сына ...
На учет нуждающихся ... вместе с членами семьи, в том числе ...., была включена с датой постановки – <Дата обезличена>.
Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий, составленного при постановке на учет, дом деревянный, ветхий, очень старый, построен в ... году, весь фундамент и бревна разрушаются, под одним углом дома бьет родник и затопляет погреб, дом холодный, в одной комнате 3 окна, во второй 2 окна, неблагоустроенный, печное отопление.
Заключением межведомственной комиссии от <Дата обезличена> г. № ... жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, признано непригодным для проживания.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> г. по делу № ... на Администрацию МО ГО ...» возложена обязанность предоставить ... на состав семьи ... человек (включая брата ...) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте г. ... общей площадью не менее 49 кв.м.
На момент обращения истца ... в администрацию в <Дата обезличена> года действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Статья 37 ЖК РСФСР (в редакции, действующей с момента принятия до 1998 г.) указывала следующее: Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
С 1998 года ст. 37 ЖК РСФСР действовала в следующей редакции вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали
Пункт 3 ст. 60 ЖК РСФСР (в редакции, действующей с момента принятия до 1998 г.) предусматривал, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях:
помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
До введения в действия Жилищного кодекса РСФСР действовали Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые не предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение вне очереди жилых помещений
Как видно из приведенных норм условием внеочередного предоставление жилья являлось отсутствие возможности возвращения жилой площади, откуда лицо выбыло в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителя.
Согласно ст. 121 Кодекса о браке и семье (действовал до 1995 года) попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет.
Таким образом, попечительство в отношении Сивкова Н.И. прекращено 23.03.1987 в связи с достижением последним совершеннолетия.
На момент достижения истцом совершеннолетия жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, имело жилую площадь 29,4 кв.м., а проживало в доме ... человек. То есть, на каждого члена семьи приходилось по 4,24 кв.м., что ниже действующей в указанный период учетной нормы 7 кв.м. жилой площади. Кроме того, уже на момент постановки семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отмечалась ветхость жилого дома, разрушение фундамента.
Таким образом, после прекращения попечительства .... оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований искового заявления.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012 г. № 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не установлен.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Согласно письму Управления опеки и попечительства ..., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ..., до <Дата обезличена> г. осуществлялся органами местного самоуправления. С <Дата обезличена> г. до <Дата обезличена> г. постановка на учет от ..., и лиц из числа ..., в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда ..., предоставляемого по договорам социального найма, осуществлялась Агентством .... С <Дата обезличена> г. включение граждан, достигших возраста 14 лет, в список нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, до <Дата обезличена> г. обязанность по постановке С на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ..., была возложена на органы местного самоуправления, а именно на администрацию МО ГО «...».
В настоящее время собственниками жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> являются ... – сестра истца (... доли), ... - племянница (... доли), .... - племянник (... доли). Истец С никакого жилья не имеет.
.... (мать) и ... (брат) имели право на первоочередное получение жилой площади (акт № ... от <Дата обезличена> г., акт № ... от <Дата обезличена> г.). ... с составом семьи ... (включая С состояла на учете на общих основаниях с <Дата обезличена> г., в льготной очереди ... – с <Дата обезличена> г.
С состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях с <Дата обезличена> г., на льготных основаниях в очереди хронических больных – с <Дата обезличена> г., в льготной очереди по категории «...» - с <Дата обезличена> г. с составом семьи ... человек, в том числе С (л.д.47). Сам истец С. состоит на учете в Коми ..., является ....
Таким образом, при включении С. в составе семьи .... на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было учтено право С. на получение жилья вне очереди, которое в дальнейшем трансформировалось в право на внеочередное получение жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2013), а затем специализированного найма.
Все вышеизложенное свидетельствует, что семья С находилась в трудной жизненной ситуации, сам он в период с ... по .... находился в ..., затем, с ... года под опекой ..., на иждивении и под опекой которой находилась еще ..., страдающий ..., а также ее собственные дети. Таким образом, ни С., ни его опекуну нельзя ставить в вину бездействие в отношении постановки истца на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу из числа ....
Поскольку истец был включен в очередь нуждающихся в составе семьи ...., а его право не реализовано в связи с бездействием ответственных должностных лиц, на администрацию МО ГО ... суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению С. жилого помещения в виде отдельной квартиры на условиях специализированного найма.
Обращение С в ... году в Администрацию МО ГО «...» с заявлением о предоставлении жилого помещения не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение вне очереди жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Право на предоставление ... на состав семьи ... человек жилого помещения по договору социального найма в связи с непригодностью не может ставиться в зависимость от права истца на предоставление жилья лицу, относящемуся к категории ....
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить С. как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре на условиях специализированного найма.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части возложения обязанности по предоставлению жилья, определенного в размере 33 кв.м.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 7 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 г. № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит уточнению в части размера площади предоставляемого истцу жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года уточнить, изложив второй абзац резолютивной части в следующей редакции:
Обязать администрацию МО ГО "... предоставить С благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории МО ГО "...".
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "..." - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-