АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-6194/2012
г. Кострома 23 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2012 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Е.А.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Бобонина Н.Н. – представитель по доверенности от 05.06.2012,
от административного органа: Буча С.В. – представитель по доверенности от 23.07.2012 № 01/4193, удостоверение № 04697,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Соколова Алексея Сергеевича (ОГРН 309443322500022), г. Галич Костромской области к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.06.2012 № 22,
установил:
индивидуальный предприниматель Соколов Алексей Сергеевич (ОГРН 309443322500022), г. Галич Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.06.2012 № 22.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности, требования поддержал, пояснил, что предприниматель, осуществляя регулярные перевозки пассажиров и багажа без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок, а также в отсутствие паспорта маршрута, не знал о необходимости оформления названных документов, Соколов А.С. свою вину в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», не оспаривает, но полагает, что при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административным органом было неправомерно назначено наказание в максимальном размере, который предусмотрен санкцией примененной нормы.
Представитель департамента суду пояснил, что событие административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в связи с чем привлечение предпринимателя к административной ответственности является правомерным, при этом не исключает, что у административного органа, возможно, не имелось достаточных оснований для назначения штрафа в максимальном размере.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 заместителем директора Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения в Костромской области установлен факт осуществления индивидуальным предпринимателем Соколовым А.С. перевозки пассажиров и багажа по маршруту межмуниципального сообщения № 522 «Кострома-Боговарово». Перевозка осуществлялась на принадлежащем предпринимателю транспортном средстве Даймлер-Бенц 602, государственный номер Н911ТВ 44. На момент проверки у предпринимателя отсутствовали паспорт маршрута или его заверенная копия, а также договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту межмуниципального сообщения.
Изложенное послужило основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 07.06.2012 № 1, на основании которого первым заместителем директора Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области было вынесено постановление от 15.06.2012 № 22 о признании индивидуального предпринимателя Соколова А.С. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на исполнительные органы государственной власти возложена организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В целях реализации приведенной нормы принят Закон Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области», предметом регулирования которого являются отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории Костромской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим, воздушным, водным, железнодорожным транспортом общего пользования; данным Законом также установлены правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения в Костромской области.
В соответствии с Законом № 539-4-ЗКО организатором перевозок является орган государственной власти Костромской области, орган местного самоуправления либо уполномоченное ими учреждение, исполняющее отдельные функции в части организации транспортного обслуживания населения.
Статьей 10 Закона предусмотрено, что в целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования между перевозчиком и организатором перевозок заключается договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 № 5 «О Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области» установлено, что департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области является организатором перевозок.
Статья 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» предусматривает административную ответственность за выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом городского, пригородного или межмуниципального сообщения, а также городским наземным электрическим транспортом общего пользования без договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенного с соответствующим организатором перевозок.
Материалами дела подтверждается факт осуществления индивидуальным предпринимателем Соколовым А.С. регулярных пассажирских перевозок без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок и в отсутствие паспорта маршрута.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов административного производства следует, что вина предпринимателя заключается в непринятии мер, направленных на соблюдение требований по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Соколова А.С. содержится оконченный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», поэтому привлечение его к административной ответственности является правомерным.
Суд установил, что санкция статьи 33 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях предусматривает размер штрафа для должностных лиц в размере от 3 000 до 10 000 рублей.
Оспариваемым постановлением предпринимателю назначен штраф в максимальном размере, при этом примененная мера ответственности административным органом не мотивирована.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях настоящий Кодекс основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении административного дела департаментом наличие предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым изменить оспариваемое постановление в части установления индивидуальному предпринимателю Соколову А.С. наказания, назначив виновному лицу штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 33 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, 3 000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 15.06.2012 № 22 о привлечении индивидуального предпринимателя Соколова Алексея Сергеевича, 16.08.1982 года рождения, место рождения; г. Галич Костромской области, проживающего по адресу: г. Галич Костромской области, ул. Колхозная, д. 7, кв. 68, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 13.08.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области, к административной ответственности, предусмотренной статьей 33 Закона Костромской области от 21.07.2008 года № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, признать незаконным и изменить в части применения меры ответственности, назначив виновному лицу административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.Н. Смирнова