Судья: Гуляева Т.С. Дело № 33-12802/2019 (2-1701/2019)
Докладчик: Кандакова Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Кандаковой Л.Ю.
Судей Макаровой Е.В., Овчаренко О.А.,
при секретаре Куренковой Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандаковой Л.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Мочалова В.И. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 06 сентября 2019 года
по иску Мочалова Владимира Ивановича к Администрации Краснобродского городского округа Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с момента возникновения на неё права,
УСТАНОВИЛА:
Требования Мочалова В.И. мотивированы тем, что в период с 02.04.1990 по 26.11.1993 он работал в должности председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов, его трудовой стаж замещения муниципальной должности в органе местного самоуправления - председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов составил 3 года 7 месяцев 25 дней. ДД.ММ.ГГГГ ему досрочно назначена трудовая пенсия по старости по п. 2 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 60 лет. 16.09.2015, 11.01.2016, 02.02.2017 он обращался в администрацию Беловского городского округа, в Управление социальной защиты Краснобродского округа с заявлениями о назначении ему пенсии за выслугу лет, как замещавшему выборную муниципальную должность председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов в период с 02.04.1990 по 26.11.1993 - в период нахождения поселка городского типа Краснобродского в административном подчинении администрации города Белово, однако ему было отказано.
Замещение им муниципальной должности на постоянной основе не менее одного года подтверждается записями в его трудовой книжке, справкой администрации Беловского городского округа от 20.02.2017, подтверждающей период его работы в должности председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов в период с 02.04.1990 по 26.11.1993, архивной справкой администрации Краснобродского городского округа от 14.02.2017 №15 о заработной плате. В период работы в выборной должности ему начислялась и выплачивалась заработная плата за счет средств местного бюджета поселка городского типа Краснобродского.
Просил признать решение уполномоченного администрацией Краснобродского округа органа - Управления социальной защиты Краснобродского округа от 06.03.2017 № 1 «Об отказе в назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе» - незаконным; обязать администрацию Краснобродского округа включить в его трудовой стаж замещения муниципальной должности председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, период с 02.04.1990 по 26.11.1993 (3 года 7 месяцев 25 дней) и назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с «Положением о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе», утвержденным Решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 17.06.2015 № 57/931 с момента возникновения на нее права - с даты подачи заявления о назначении пенсии - 2 февраля 2017 года.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 06.09.2019 постановлено в удовлетворении искового заявления Мочалова В.И. к администрации Краснобродского городского округа Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с момента возникновения на неё права, отказать.
В апелляционной жалобе Мочалов В.И. просит решение суда отменить, принять новое решение.
Ссылается на то, что правоотношения по поводу назначении ему пенсии за выслугу лет возникли в период действия «Положения о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе», утвержденным Решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 17.06.2015 №57/931, в связи с чем пенсия должна быть назначена на основании данного Положения.
Указывает, что при отсутствии в Уставе Краснобродского городского округа в редакции, действовавшей до 16.02.2018, условия об установлении дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста, решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа от 17.02.2017 №17/25 были незаконно внесены указанные изменения в «Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе».
Ссылается на то, что Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе не было опубликовано, в связи с чем является недействующим.
Полагает, что замещение им должности председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов в представительном органе местного самоуправления - Краснобродском поселковом Совете народных депутатов на территории поселка городского типа Краснобродского в период 02.04.1990 по 26.11.1993 равнозначно замещению должности председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов на этой же территории в муниципальном образовании «Краснобродский городской округ» с 14.02.2005 до 2010 года. Соответственно, он являлся лицом, замещавшим муниципальную должность в органе местного самоуправления поселка городского типа Краснобродского и получал денежное вознаграждение из бюджета Краснобродского поселкового Совета народных депутатов, правопреемником которого является Совет народных депутатов Краснобродского городского округа.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем администрации Краснобродского городского округа Ершовой И.С., представителем Управления социальной зашиты Краснобродского городского округа Золотухиной И.В. принесены возражения.
Представители Администрации Краснобродского городского округа, Управления социальной защиты Краснобродского городского округа, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители Администрации Беловского городского округа, ГУ- УПФР РФ в г. Белово, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Мочалов В.И. доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, заслушав Мочалова В.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Мочалов В.И. с 12.04.1990 по 26.11.1993 занимал должность председателя Краснобродского поселкового Совета народных депутатов. Уволен по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ с предоставлением льгот и социальных гарантий предусмотренных ст. 93 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ».
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости за работу в особых условиях при неполном льготном стаже.
ДД.ММ.ГГГГ Мочалову В.И. исполнилось 60 лет.
16.09.2015 Мочалов В.И. обращался в Администрацию Беловского городского округа с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что он не замещал муниципальную должность или должность в органах государственной власти и управления после вступления в законную силу Закона Кемеровской области № 49-ОЗ от 16.10.1998 «О муниципальной службе в Кемеровской области» и не замещал муниципальные должности и должности, приведенные в Приложении № 1 Решения Беловского городского Совета народных депутатов № 25-35-н от 29.04.2010 ( л.д. 39).
Повторно истец обращался в Администрацию Беловского городского округа в 2016 году. Ему также было отказано в назначении пенсии за выслугу лет и рекомендовано обратиться в Администрацию городского округа пгт. Краснобродский (л.д. 40).
На заявление истца от 02.02.2017 Главе Краснобродского городского округа о назначении пенсии за выслугу лет, решением Управления социальной защиты Краснобродского городского округа от 06.03.2017 истцу отказано в назначении пенсии со ссылкой на п.1 ст. 1 Положения о порядке назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе, утвержденного решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа № 17/205 от 17.02.2017 ( л.д. 55).
Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Кемеровской области № 104-ФЗ от 17.12.2004 «О статусе и границах муниципальных образований» на территории поселка городского типа Краснобродский образовано муниципальное образование – городской округ. В рамках полномочий решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа № 57/931 от 17.06.2015 утверждено «Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе», в соответствии с п. 1 ст. 1 которого право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности в Краснобродском городском округе на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет бюджета Краснобродского городского округа, освобожденные от замещения муниципальных должностей в связи с прекращением полномочий. В соответствии со ст. 16 Положения требования к стажу муниципальной службы городского округа, установленные статьей 13 настоящего положения, применяются к лицам, поступившим на муниципальную службу городского округа после вступления в силу настоящего положения. Периоды работы, засчитанные муниципальным служащим городского округа до момента вступления в силу настоящего положения в стаж муниципальной службы городского округа, пересмотру в соответствии со статьей 13 настоящего Положения не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе, исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым оценка дана в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя ( часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего ( пункт 12 части 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований ( часть 9 ст. 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 ст. 53).
Федеральный законодатель в части 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Статьей 8 Закона Кемеровской области № 103-ОЗ от 30.06.2007 в редакции от 29.12.2014 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» предусмотрено, что муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок начисления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим начисление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кемеровской области.
Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ (ред. от 08.07.2019) "О статусе и границах муниципальных образований" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.12.2004) установлены границы муниципальных образований с наделением соответствующих муниципальных образований статусом городского, муниципального округа, муниципального района, городского, сельского поселения.
Согласно ч. 2 ст. 1 названного закона на территории поселка городского типа Краснобродский образовано муниципальное образование- городской округ.
Решением Совета народных депутатов Краснобродского городского округа № 57/931 от 17.06.2015 утверждено «Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе», в соответствии с п. 1 ст. 1 которого право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие муниципальные должности в Краснобродском городском округе на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет бюджета Краснобродского городского округа, освобожденные от замещения муниципальных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) (далее - лица, замещавшие муниципальные должности).
Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Краснобродского городского округа, является назначение страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - пенсия по государственному пенсионному обеспечению), либо пенсии в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Лицам, замещавшим муниципальные должности и имеющим право на пенсию по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, и получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, установленная настоящим Положением, назначается при условии достижения возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин (п. 2 ст. 1 Положения).
Поскольку истцу исполнилось 60 лет ДД.ММ.ГГГГ порядок назначения ему пенсии за выслугу лет регулируется названным Положением.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Положения пенсия лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается в размере 75 процентов среднемесячного денежного вознаграждения лица, замещавшего муниципальную должность, за вычетом страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» либо пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при замещении муниципальной должности от трех лет и выше.
Статья 13 Положения предусматривает порядок исчисления стажа муниципальной службы, необходимого для назначения пенсии. При этом в соответствии со ст. 16 Положения требования к стажу муниципальной службы городского округа, установленные статьей 13 настоящего Положения, применяются к лицам, поступившим на муниципальную службу городского округа после вступления в силу настоящего Положения. Периоды работы, засчитанные муниципальным служащим городского округа до момента вступления в силу настоящего Положения в стаж муниципальной службы городского округа, пересмотру в соответствии со статьей 13 настоящего Положения не подлежат.
На момент рассмотрения спора судом Положение от 17.06.2015 утратило силу в связи с принятием 17.02.2017 Советом народных депутатов Краснобродского городского округа Решения № 17/205 Об утверждении Положения о порядке назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Краснобродском городском округе, которое предусматривает аналогичный порядок назначения муниципальным служащим пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в силу прямого указания в нормативном акте (Положение, утвержденное Решением № 57/931 от 17.06.2015) о распространении действия Положения на лиц, замещавших муниципальные должности в Краснобродском городском округе на постоянной основе и получавшим денежное вознаграждение на счет бюджета Краснобродского городского округа, к которым истец не относится, оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Довод апелляционной жалобы Мочалова В.И. о том, что ему незаконно отказано в назначении пенсии со ссылкой на Положение, утвержденное Решением № 17/205 от 17.02.2017, поскольку с заявлением о назначении пенсии он обратился до 17.02.2017, а также в связи с тем, что Решение от 17.02.2017 не было официально опубликовано и не вступило в законную силу, основанием к отмене решения суда принят быть не может, поскольку суд первой инстанции рассмотрел спор исходя из заявленных истцом требований, основанных на нормах Положения о порядке назначения пенсии, утвержденного Решением № 57/931 от 17.06.2015.
При этом судебная коллегия учитывает, что п.1 ст.1 Положения, утвержденного Решением № 17/205 от 17.02.2017 содержит норму, аналогичную норме п. 1 ст. 1 Положения, утвержденного Решением № 57/931 от 17.06.2015.
Вопреки доводу апелляционной жалобы о необоснованном применении при отказе в назначении пенсии п. 4 ст. 1 Положения, утвержденного Решением № 17/205 от 17.02.2017, Решение управления социальной защиты Краснобродского городского округа от 06.03.2017, которым истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, обосновано только п. 1 ст. 1 Положения ( л.д. 55).
Законность п. 4 ст. 1 Положения, утвержденного решением № 17/205 от 17.02.2017 предметом спора не являлась.
Довод апелляционной со ссылкой на ч. 10 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о правопреемстве вновь образованных муниципальных образований органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопрос местного значения, основанием к отмене решения суда не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Закона Кемеровской области № 49-ОЗ от 16.10.1998 «О муниципальной службе в Кемеровской области» на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и Законом Кемеровской области от 13.02.1998 № 6-ОЗ «О государственной службе в Кемеровской области».
Статьей 24 Закона Кемеровской области № 6-ОЗ от 13.02.1998 предусмотрено, что выход государственного служащего на пенсию осуществляется в соответствии с действующим в Российской Федерации пенсионным законодательством. До принятия федерального закона о пенсионном обеспечении государственного служащего и членов его семьи государственным служащим Кемеровской области устанавливается доплата к пенсии.
Статьей 8 Закона Кемеровской области № 103-ОЗ от 30.06.2007 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» предусмотрено, что муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет, порядок начисления которой регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
При освобождении истца от должности в 1993 году его социальные гарантии были предусмотрены ст. 93 Закона РФ № 1550-1 от 06.07.1991 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которая не содержала гарантий в области пенсионного обеспечения.
Не являлся истец также и получателем доплаты к пенсии как муниципальный служащий при назначении ее в 2011 году. Последующее принятие нормативных актов о пенсионном обеспечении муниципального служащего, как обоснованно указано судом первой инстанции со ссылкой на стать 53, 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статью 86 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, в связи с чем ответчик при принятии нормативного правового акта о порядке назначения муниципальному служащему пенсии по выслуге лет вправе был принять решение о распространении действия указанного нормативного правового акта только на муниципальных служащих, поступившим на муниципальную службу после вступления в силу Положения о порядке назначения пенсии за выслугу лет.
Учитывая изложенное, отклоняется судебной коллегией и довод в апелляционной жалобе об ухудшении правового положения истца при принятии новых нормативных правовых актов, которые не должны иметь обратной силы в отношении принадлежавших ранее ему прав.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат сведений о неправильном применении судом норм материального права и о допущенных нарушениях процессуальных норм, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения, по существу ее доводы сводятся к переоценке доказательств, которые были установлены в судебном заседании.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 06 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мочалова В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Ю. Кандакова
Судьи Е.В. Макарова
О.А. Овчаренко