Дело №2-5266/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2013 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Абубикаровой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по исковому заявлению Колобановой А.В. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),
У С Т А Н О В И Л:
Колобанова А.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что постановления Главы МУ Сердобского района Номер от Дата «О назначении опеки над несовершеннолетней Колобановой А.В. и назначением ежемесячного пособия» Р.В. являлась её опекуном. Выплата опекунского пособия назначена с Дата года. Во исполнение постановления главы местного самоуправления Сердобского района Пензенской области с 2000-2004 гг. выплачено ежемесячное пособие на опекаемую Колобанову А.В. за 2000 г.- 5700 руб., за 2001г. - 7200 руб., за 2002г. - 7200 руб., за 2003г. -12000 руб., за 2004 г. - 22374 руб. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от Дата Номер и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области за 1999- 2004гг. следовало выплатить Р.В. за 2000г.-21166,49 руб., за 2001г. - 32079,42 руб., за 2002г. - 36393,82 руб., за 2003г. - 39990,22 руб., за 2004 г. - 44351,75 руб. Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на опекаемого - составила 119507,70 руб. А также, в определении Верховного Суда от 24 марта 2006 года указано, что судам необходимо учитывать доводы истцов о необходимости индексации опекунских пособий в связи с потерей покупательной способности. Индексация рассчитывается на основании индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики. В связи с этим, прошу взыскать с ответчика индексацию существующей перед ней задолженности (невыплаченных денежных средств) в размере 199968,53 рублей.
Просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области задолженность за 2000-2004 г.г. на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 319476,23 руб. в её пользу.
В судебное заседание истец Колобанова А.В. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Гусев Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Пензенской области Бурментьева Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области Осипов А.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении требований отказать, указывая, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком.
Представители третьих лиц администрация Сердобского района Пензенской области и Отдела образования администрации Сердобского района Пензенской области в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Колобанова А.В., Дата года рождения состояла на учете в Отделе образования Сердобского района Пензенской области, как ребенок, находящийся под опекой.
Постановлением главы администрации города Сердобска от Дата Номер опекуном Босняк Я.И.назначена Ш.Н.
Постановлением главы администрации Сердобского района Пензенской области от Дата Номер опекуном Колобанова А.В. назначена Р.В.
Выплата опекунского пособия назначена с Дата года, и выплачивалась по Дата .
Согласно справке отдела образования администрации Сердобского района Пензенской области от Дата сведения о выплате денежных средств в отделе образования на содержание Колобановой А.В. с Дата по Дата не сохранены за давностью лет.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Как установлено в судебном заседании на опекаемую Колобанову А.В. в период с Дата по Дата выплачивалось ежемесячное пособие: 2000 г.- 5700 руб., за 2001г. - 7200 руб., за 2002г. - 7200 руб., за 2003г. - 12000 руб., за 2004 г. - 22374 руб.
Суд не принимает во внимание доводы представителя третьего лица Министерства образования Пензенской области о том, что в 2000 году опекуну было выплачено 6000 рублей, а не 5700 рублей, поскольку данные доводы не подтверждаются письменными доказательствами, об истребовании доказательств, представитель третьего лица, представитель ответчика не ходатайствовали.
Постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года №60-пП «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.03.2000 по 01.01.2003 года 600 рублей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 800 рублей, с 6 до 18 лет – не менее 1000 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2003 года № 541-пП «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Пензенской области от 10.01.2003 №11-пП» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2004 по 01.07.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 1100 рублей, с 6 до 18 лет – не менее 1300 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года № 282 -пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года детям от 6 до 18 лет - не менее 2 429 рублей.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, опекуну Р.В. следовало выплатить за 2000 год -21166,49 руб., за 2001 г. – 32079,42 руб., за 2002 г. – 36393,82 руб., за 2003 г. – 39990,22 руб., за 2004 г. – 44351,75 руб., то есть, всего – 173981 руб.70 коп.
Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Суд считает, что размер опекунского пособия, полученного на истца в период с Дата по Дата не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.
Доказательств соответствия размера назначенного пособия установленным федеральным законодательством нормам ответчиком, третьими лицами суду не представлено.
С учетом изложенного, истец имел право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 1995 -2004 гг по нормам, указанным в приложениях №1,2,3 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г.
Согласно представленным расчетам истца, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период с Дата по Дата , которая составляет 119507 руб. 70 коп.
В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 1995-2004 гг с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
Оснований сомневаться в представленных истцом сведениях о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 г набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг по ценам, фактически сложившимся в Пензенской области, а также об индексах потребительских цен в Пензенской области у суда не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно справке отдела образования администрации Сердобского района Пензенской области от Дата , сведения о выплате денежных средств в Отделе образования на содержание Колобановой А.В. с апреля 2002 по декабрь 2004 года не сохранены за давностью лет.С учетом имеющихся данных, на истца, как на опекаемого, выплачивались денежные средства за 2000 г.- 5700 руб., за 2001г. - 7200 руб., за 2002г. - 7200 руб., за 2003г. - 12000 руб., за 2004 г. - 22374 руб., то есть, всего – 54474 руб.
Таким образом, задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период с Дата по Дата будет составлять 173981 руб.70 коп. – 54474 руб. = 119507 руб. 70 коп.
Установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.
Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам истца, составляет 199968 руб.53 коп.
Таким образом, размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период с Дата по Дата с учетом индексации, составит 319476 руб.23 коп. (119507 руб. 70 коп. + 199968 руб.53 коп.)
Суд принимает за основу представленные истцом расчеты задолженности, поскольку, представитель ответчика свои расчеты не представил, не оспаривал расчеты путем назначения судебной экспертизы.
Довод ответчика относительно того, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, до 2004 года органами местного самоуправления Пензенской области за счет средств местных бюджетов самостоятельно финансировалась только часть выплат на содержание детей, находящихся под опекой, при этом средств из областного бюджета до 2004 года на выплату опекунских пособий не поступало, т.е. Пензенская область, как субъект Российской Федерации, не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.
Следовательно, финансовый орган субъекта Российской Федерации – Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
Довод ответчика о том, что правовыми актами не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей, суд считает ошибочным, поскольку часть первая статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года № 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122- ФЗ), прямо определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Ссылку Министерства финансов Пензенской области на то, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, суд признает несостоятельной, поскольку из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод ответчика Министерства финансов Пензенской области, изложенный в отзыве на иск, о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем. Правительством Пензенской области в 2003-2004 гг были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой ( попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, оснований к отказу в удовлетворении иска служить не можем.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Правительством Пензенской области в 2000-2004 гг были приняты постановления от 11.02.2000г № 60-п11 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года № 282-пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».
Между тем, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.
Доводы ответчика Министерства финансов Пензенской области о том, что выделенные Пензенской области средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходов на выплату опекунских пособий не покрывали, суд считает несостоятельными, не влекущими к отказу в удовлетворении иска.
Недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. 1071 ГК РФ, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению и в пользу истца следует взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области 319476 руб. 23 коп., в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за период с Дата по Дата в сумме 119507 руб. 70 коп., индексацию задолженности в сумме 199968 руб. 53 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колобановой А.В. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство)удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Колобановой А.В. задолженность за период с Дата по Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере 119507 руб. 70 коп., индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере 199968 руб. 53 коп., а всего 319476 руб. 23 коп. (триста девятнадцать тысяч четыреста семьдесят шесть) рублей 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 9 января 2014 года.
Судья А.В. Селиверстов