Дело № 2 – 5567/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2015 года г. Чебоксары.

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием: прокурора Николаевой Э. В., истицы Соловьевой О. В., представителя ответчика ГУ МЧС РФ по ЧР Окайкина В. Н., представителя ответчика ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по ЧР» Штаева М. Н., при секретаре судебного заседания Якушевой Г. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой О.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии и Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чувашской Республике» о признании приказов о зачислении в распоряжение и об увольнении незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за период с 21 июля 2015 года по 06 августа 2015 года,

установил:

Соловьева О. В. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС РФ по ЧР о восстановлении на службе по следующим основаниям.

Она проходила службу в государственной противопожарной службе МЧС России с 1 февраля 2008 года в должности ------ федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чувашской Республике», имеет специальное звание капитана внутренней службы.

06 августа 2015 года истица была уволена со службы по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста) приказом ГУ МЧС РФ по ЧР от 06 августа 2015 года № 60-НС без права на пенсию, поскольку выслуга лет в календарном исчислении составила ------

20 мая 2015 года истице было вручено уведомление о предстоящем увольнении. С 15 июня 2015 года по 3 августа 2015 года истица находилась в очередном оплачиваемом отпуске за 2015 год, приступила к работе 4 августа 2015 года.

Увольнение истица считает незаконным, поскольку ею был заключен срочный контракт с ответчиком до 1 марта 2016 года. В п. 8 контракта указаны основания его расторжения. Пунктом 2 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не предусматривает увольнения по службы по п. «б» до истечения срока контракта.

В ходе производства по делу истица неоднократно дополняла и уточняла свои требования, указала ответчиком по требованиям о взыскании денежного довольствия ответчика ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Чувашской Республике». Окончательно просила признать приказ ГУ МЧС РФ по ЧР № 56-НС от 22 июля 2015 года о зачислении в распоряжение незаконным, взыскать с ответчика ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Чувашской Республике» денежное довольствие за период нахождения в распоряжении с 21 июля 2015 года по 06 августа 2015 года в сумме ------, признать приказ ГУ МЧС РФ по ЧР № 60-НС от 6 августа 2015 года об увольнении незаконным, взыскать с ответчика ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Чувашской Республике» денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с 7 августа 2015 года по 18 ноября 2015 года в сумме ------

В обоснование требований о признании зачисления в распоряжение и, по этой же причине и увольнения, незаконными, также указала, что зачисление в распоряжение имело место в нарушение ст. 16.1 Положения, в период её отпуска и нахождения на больничном. Также указала, что зачисление в распоряжение не соответствует положениям ст. 114 ТК РФ, предусматривающей обязанность работодателя сохранить рабочее место за работником на время его отпуска.

Представитель ответчика ГУ МЧС РФ по ЧР Окайкин В. В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав на законность оспариваемых приказов и отсутствие нарушения прав истицы при расчете денежного довольствия.

Аналогичную позицию высказал представитель ответчика ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по ЧР» Штаев М. Н., не признавший исковые требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав доводы сторон, заключение прокурора Николаевой Э. В., полагавшей, что истица зачислена в распоряжение, в а последующем уволена в соответствии с требованиями закона и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Их материалов гражданского дела следует, что истица, дата года рождения, проходила службу в должности ------ федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чувашской Республике» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), имела специальное звание ------

20 июня 2013 года с истицей был заключен служебный контракт по достижении предельного возраста до дата

20 мая 2015 года истице было вручено уведомление о предстоящем увольнении по п. «б» ст. 58 Положения (по достижении предельного возраста) по истечении двух месяцев со дня получения уведомления об увольнении.

С 15 июня 2015 года по 22 июля истице был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за 2015 год.

В период с 13 июля 2015 года по 24 июля 2015 года истица находилась на листке нетрудоспособности.

Приказом № 56-НС от 22 июля 2015 года истица была зачислена в распоряжение ГУ МЧС РФ по ЧР с 21 июля 2015 года с выплатой денежного довольствия за счет средств ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по ЧР».

По окончании нетрудоспособности истица обратилась к ответчику с ГУ МЧС РФ по ЧР с рапортом о продлении отпуска в связи с нетрудоспособностью в период отпуска.

На основании рапорта отпуск был продлен, и в период с 25 июля 2015 года по 03 августа 2015 года истица находилась в отпуске.

5 августа 2015 года с истицей была проведена беседа перед увольнением, составлено представление к увольнению, с которым истица ознакомлена 6 августа 2015 года.

Приказом № 60-НС от 6 августа 2015 года истица была уволена по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 6 августа 2015 года, с приказом истица ознакомлена под роспись в этот же день и в этот же день получила трудовую книжку.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее Положение), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 г. N 668 (далее Инструкция).

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Оценивая доводы истицы о признании приказа о зачисление в распоряжение незаконным, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 16.1 Положения сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случае освобождения от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы ( п. «б»).

Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случаях, предусмотренных:

а) пунктом "а" части первой настоящей статьи, - не более двух месяцев;

б) пунктом "б" части первой настоящей статьи, - в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;

В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 57 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 03.11.2011 № 668 (далее - Приказ № 668), издание приказа о зачислении сотрудника в распоряжение допускается в период его нахождения на излечении, в отпуске, в командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, при этом последующее ознакомление сотрудника с данным приказом производится в трехдневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу.

В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 Положения, нахождение сотрудника в момент издания приказа о зачислении в распоряжение на больничном или очередном ежегодном и (или) дополнительном отпуске за текущий год не исключает вступление в силу приказа о зачислении в распоряжение со дня его издания. В данном случае сотрудник считается находящимся в распоряжении с даты, указанной в приказе, соответственно и денежное довольствие начисляется и выплачивается в ином, чем обычно, порядке, предусмотренном для сотрудников органов внутренних дел, находящихся в распоряжении.

Согласно 121 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195, сотрудникам, находящимся в распоряжении, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, ------ ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.

По смыслу указанной нормы, указанные надбавки не являются обязательной денежной выплатой при нахождении сотрудника в распоряжении и выплачиваются по усмотрению руководителя, с учетом фактически исполняемых сотрудником служебных обязанностей.

Что же касается оплаты времени отпуска, частично приходящегося на период зачисления истицы в распоряжение МЧС РФ по ЧР, то оплата отпуска в соответствии с п. 112 Порядка денежное довольствие за время очередных ежегодных, краткосрочных, дополнительных, каникулярных отпусков и отпусков по болезни, а также за время отпусков в связи с окончанием образовательной организации МЧС России выплачивается в размере, получаемом ко дню убытия в отпуск. В случае изменения размера денежного довольствия в период нахождения сотрудников в отпуске им производится соответствующий перерасчет по возвращении из отпуска.

Учитывая, что в период отпуска денежное довольствие истицы изменилось в сторону уменьшения, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС по ЧР» обоснованно произведена оплата отпуска в период нахождения в распоряжении в соответствии со ст. 121 названного Порядка.

Таким образом, как при зачислении истицы в распоряжение, так и при исчислении размере денежного довольствия за период нахождения в распоряжении ответчиками нарушения прав истицы не допущено.

Анализируя доводы истицы о незаконности увольнения, суд приходит к следующему.

Статьей 59 Положения установлен предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, они могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения 45 лет. В силу пунктов 21, 24 Инструкции контракт заключается между гражданином (сотрудником) и МЧС России в лице руководителя организации МЧС России, имеющего право назначения на должность. Контракт заключается на срок, не превышающий предельного возраста нахождения на службе сотрудника, в соответствии со ст. 59 Положения. Согласно пункту 26 Инструкции сотрудники, достигшие предельного возраста, установленного статьей 59 Положения, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением.

В соответствии с п. "б" статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе - сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников (статья 59 Положения).

При этом, исходя из положений частей 3, 4, 5 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, обязанность по оставлению на службе сотрудника государственной противопожарной службы, достигшего предельного срока службы, на руководителей учреждений федеральной государственной противопожарной службы не возложена.

Учитывая, что истица достигла возраста ------ у работодателя ГУ МЧС РФ по ЧР ( в связи с наличием у истицы специального звания капитана внутренней службы) имелось основание для её увольнения по п. «б» ст. 58 Положения.

Факт заключения сторонами 20 июня 2013 контракта о прохождении службы сроком до 1 марта 2016 года, так как возможность расторжения контракта по пункту "б" статьи 58 Положения обусловлена достижением сотрудником установленного законом возраста и принятие решения о прекращении службы может быть осуществлено как сотрудником, так и его руководителем, до истечения согласованного ранее срока.

Порядок увольнения сотрудников установлен статьей 60 Положения и разделом XYII Инструкции. Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения (статья 60 Положения). Прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом (пункт 151 Инструкции). О предстоящем увольнении со службы сотрудник ставится в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под роспись (пункт 161 Инструкции). До представления к увольнению сотрудники, по их просьбе, в установленном порядке направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе. Заключение военно-врачебной комиссии учитывается при определении основания увольнения (пункт 163 Инструкции).

Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что порядок увольнения, предусмотренный ст. 60 Положения, ответчиком ГУ МЧС РФ по ЧР был соблюден. О предстоящем увольнении истица была надлежащим образом уведомлена в установленные сроки 20 мая 2015 года, не менее чем за два месяца до увольнения. 05 августа 2015 года состоялась беседа, в ходе которой истице разъяснены основания увольнения, а также положенные компенсации, 06 августа 2015 года оформлено представление к увольнению, с которым истица ознакомлена в тот же день. 06 августа 2015 года истицей получен приказ об увольнении, трудовая книжка.

Доводы истицы о нарушении положений ст. 114 ТК РФ не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы, может устанавливать в этой сфере особые правила, что находится в полном соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом.

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих, включая сотрудников милиции. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении должностей государственной службы.

Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности службы, не может рассматриваться как нарушение права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

Принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования прохождения государственной службы устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.

И, учитывая, что специальным законодательством, регламентирующим прохождение службы в органах внутренних дел предусмотрены иные условия прохождения службы, чем указаны в ст. 114 ТК РФ, подлежат применению именно специальные нормы, предусматривающие, в частности, зачисление сотрудника в распоряжение и во время отпуска.

Таким образом, приказ об увольнении истицы является законным, и правовых оснований для удовлетворения требований истицы о признания его незаконным не имеется.

В силу по 8 Приказа МЧС России от 21.03.2013 N 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» сотрудникам, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным со службы, выплачивается недополученное денежное довольствие по должности, с которой они были перемещены или уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за весь период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе.

Соответственно, не подлежит удовлетворению и требование истицы о взыскании с ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по ЧР» денежного довольствия за время вынужденного прогула, поскольку незаконности увольнения истицы судом не установлено.

Исходя из изложенного, суд отказывает истице в удовлетворении её требований в полном объеме.

Доводы ответчиков о применении судом последствий пропуска истицей срока на обращение в суд по всем её требованиям не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Аналогичная норма относительно сроков на обращение в суд по спорам об увольнении содержится и в п. 62 Положения.

Истица получила копию приказа об увольнении 6 августа 2015 года, и обратилась в суд со своими требованиями о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе 3 сентября 2015 года, при этом доводы о незаконности зачисления в распоряжение имелись в первоначальном исковом заявлении, а требование о признании приказа о зачислении в распоряжение заявлено 7 октября 2015 года, в переделах установленных законом сроков. То есть, все требования заявлены в пределах установленных сроков.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 21 ░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2015 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.

2-5567/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соловьева О.В.
Ответчики
ГУ МЧС России по ЧР
ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РОССИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на сайте суда
leninsky.chv.sudrf.ru
03.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2015Судебное заседание
26.10.2015Судебное заседание
18.11.2015Судебное заседание
27.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2015Дело оформлено
18.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее