К делу № 2-105/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Скнарь А.В.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея - Гук В.К., представителя Администрации МО «Город Майкоп» - Раенко М.Н., представителя МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 5» - Кисляевой С.А. представителя Комитета по образованию МО «Город Майкоп» - Кольцовой Е.А.,
рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея к Администрации МО «Город Майкоп»,Комитету по образованию МО «Город Майкоп», МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 5», Комитету по образованию МО «Город Майкоп» о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «<адрес>», МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» о признании бездействия незаконным. В обоснование иска пояснили, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №» расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки были установлены нарушения требований в области санитарно- эпидемиологического благополучия, ст.24 Федерального закона от 30.03.1999г № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», а именно: -теневой навес для группы раннего развития № не соответствует гигиеническим требованиям, в результате протечки крыши нарушена целостность пола, потолка, ч является нарушением требований п.3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитаре эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Нарушены санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно: - в нарушение ст.28, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.17.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» обеспеченное наматрасниками составляет 40%, при норме два комплекта( 148шт.), фактически 60 шт.; -в нарушение ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-010 «Организация проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» соблюдается периодичность проведения лабораторных исследований согласно программы производственного контроля исследование песка на определение яиц гельминт согласно программы 2-3 пробы 1 раз в год, фактически исследование песка проводилось, замеры параметров микроклимата 6 точек, согласно программы замеры должны проводится 2 раза в год, фактически проводятся 1 раз в год.
По результатам плановой проверки (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» привлечен) административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, должностное лицо заведующая МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» привлечена административной ответственности поч.1ст. 6.7. КоАП РФ.
Нарушения до сих пор не устранены, на основании изложенного просят признать незаконным (противоправным) бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» выразившееся в не исполнении требований предписания, а именно: не обеспечена защита детей от солнца и осадков для группы раннего развития №, обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> незамедлительно устранить имеющиеся нарушения, а именно: привести в соответствие гигиеническим требованиям теневой навес для группы раннего развития№.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу был привлечен Комитет по образованию МО «<адрес>».
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить.
Представитель Администрации МО «<адрес>» Раенко М.Н. и представитель Комитета по образованию МО «<адрес>» Кольцова Е.А. возражали против удовлетворения иска, просили отказать в удовлетворении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» Кисляева С.А. пояснила, что много раз обращалась для выделения финансирования для устранения нарушений, возражала против удовлетворения.
Суд выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ орган государственной власти вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту их интересов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Статьей 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, в том числе направленные на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе должны выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий и сооружений, при эксплуатации которых должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Как следует из материалов дела в ходе проверки были установлены нарушения требований в области санитарно- эпидемиологического благополучия, ст.24 Федерального закона от 30.03.1999г № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», а именно: -теневой навес для группы раннего развития № не соответствует гигиеническим требованиям, в результате протечки крыши нарушена целостность пола, потолка, ч является нарушением требований п.3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитаре эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Нарушены санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно: - в нарушение ст.28, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.17.14 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» обеспеченное наматрасниками составляет 40%, при норме два комплекта( 148шт.), фактически 60шт.; -в нарушение ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-010 «Организация проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» соблюдается периодичность проведения лабораторных исследований согласно программы производственного контроля исследование песка на определение яиц гельминт согласно программы 2-3 пробы 1 раз в год, фактически исследование песка проводилось, замеры параметров микроклимата 6 точек, согласно программы замеры должны проводится 2 раза в год, фактически проводятся 1 раз в год.
По результатам плановой проверки (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» привлечен) административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, должностное лицо заведующая МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» привлечена административной ответственности поч.1ст. 6.7. КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 50 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» выявленные нарушения санитарного законодательства, по итогам плановый выезд проверки МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью проверки исполнения вышеуказанного предписания, была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки установлен факт невыполнения пуню 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ
По-прежнему, не обеспечена защита детей от солнца и осадков для группы раннего развития №, что является нарушением обязательных требований в силу п.3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
По результатам внеплановой проверки (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении юридического лица МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно объяснительной, заведующая МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» неоднократно обращалась в Комитет по образованию Администрации МО «<адрес>» о выделении денежных средств для капитального ремонта теневого навеса, однако данный вопрос решен не был.
Согласно письма руководителя Комитета по образованию Администрации МО «<адрес>» № от 09.08.2018г., в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности средства на капитальный ремонт теневого навеса в сумме 318 936 рублей не предусмотрены. Согласно п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, и содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающим жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Образовательная организация несет ответственность в установленного законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение ил ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 13 ч. 1 с. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округ относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовом обеспечению реализации основных общеобразовательных программ соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечение организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг №145-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «O образовании в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности
образовательных организаций муниципального образования «<адрес>» осуществляется главным распорядителем бюджетных средств - Комитетом по образованию в рамках муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательными организациями осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «<адрес>».
Во исполнение вышеуказанных норм Комитет по образованию ежегодно утверждает Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад присмотра и оздоровления №» план финансово-хозяйственной деятельности и выделяет в соответствии с ним денежные средства.
Таким образом, Комитет по образованию надлежащим образом исполняет все свои обязательства по доведению до МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» денежных средств в размере лимитов, выделенных Комитету по образованию из бюджета муниципального образования «<адрес>».
При этом судом установлено, что истцом не выносилось предписаний в адрес Администрации муниципального образования «<адрес>» и Комитета по образованию на устранение нарушений гигиенических требовании в МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №», а именно на обеспечение защиты детей от солнца и осадков группы раннего развития №.
Предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, со сроками его исполнения, было вынесено в отношении конкретно МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №», при этом материалами дела подтверждено что заведующая Кисляева С.А. неоднократно обращалась для выделения финансирования для устранения нарушений, но вопрос не был разрешен в связи с длительностью рассмотрения процедуры финансировании через Совет народных депутатов МО «<адрес>».
В связи с этим не обоснованно признавать Администрацию муниципального образования «<адрес>», МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №», и Комитет по образованию МО «<адрес>» виновным в бездействии по устранению вышеуказанных нарушений и обязывать их устранить, в связи с недоказанностью и несоответствия выводов обстоятельствам дела, следовательно иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Администрации МО «<адрес>», Комитету по образованию Мо «<адрес>», МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №» о признании бездействия незаконным, и обязать Администрацию МО «<адрес>», устранить имеющие доказательства – привести в соответствие гигиеническим требованиям теневой навес для группы развития № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Н.Середа