Дело № 2-646/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 мая 2016 года г. Буинск
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи И.З. Хайбуллиной, при секретаре Е.В. Насыровой, с участием истца ФИО3, представителя ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО6, представителя ответчика Буинского участка РГУП «БТИ» МСА ЖКХ РТ ФИО7, рассмотрев в открытом судебном исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта и поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского Филиала и к Буинскому участку РГУП БТИ МСА ЖКХ по РТ о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде здания с кадастрового учёта и изготовлении технического плана на многоквартирный жилой дом и помещение, указывая, что им на праве общей долевой собственности, по 1/3 доле в праве собственности за каждым, принадлежала квартира и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, приобретенные в порядке приватизации. В настоящее время, при обращении с заявлением об оформлении в собственность квартиры, им было отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку установлено наличие различных сведений об объекте недвижимости. Так, по договору приватизации им в совместную собственность была передана квартира, а в сведениях государственного кадастра недвижимости вид объекта недвижимости указан – жилой дом. В связи с этим у них возникла необходимость обратиться в суд. Просила обязать ответчика снять с кадастрового учёта объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес> изготовить технический план на многоквартирный жилой дом и помещение в нем.
В судебном заседании истец ФИО3 изменила исковые требования и просила: Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» снять с государственного кадастрового учета объект – жилой дом, с кадастровым номером 16:14:990125:265, расположенный по адресу: РТ, <адрес>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» поставить на государственный кадастровый учет многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес> данном доме, на основании предоставленного технического плана, изготовленного на основании декларации, без акта ввода в эксплуатацию жилого помещения и без согласования с собственниками земельного участка.
Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, иск поддерживают.
Представитель ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО11 уточненные исковые требования истца признала. При этом пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» на учёт одновременно ставятся и многоквартирный дом и те помещения, которые находятся в этом доме. В настоящее время для того, чтобы исправить ошибку и привести всё в соответствие первоначально необходимо снять с кадастрового учёта объект недвижимости в виде жилого дома, против чего она не возражает. При этом истец с заявлением о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - квартиры в установленном законом порядке не обращались, необходимые для решения данного вопроса документы ими представлены не были. Постановка объекта недвижимости в виде квартиры на учет производится во внесудебном порядке при наличии технической документации, предусмотренной законом.
Представитель БТИ ФИО7 с уточненным исковым требованием согласился, пояснил, что после обращения истцов к органы БТИ, они изготовят технический план на многоквартирный жилой дом и помещение в нем. На основании решения суда будет возможно поставить такое недвижимое имущество на кадастровый учет без согласования с собственниками земельного участка и акта ввода в эксплуатацию жилого помещения, так как такой акт не может быть составлен задним числом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариальное удостоверение договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», определены основные задачи государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, которыми является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (пункт 3 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388) технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ)
БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случае определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные данным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных данным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и приказу Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. N 42 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы.
В соответствии со статьей 5 Закона «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно статье 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости.
Как следует из положений Закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии с п. 5 ст. 19 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 года № 21 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», технический паспорт оформляется по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства.
При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости. При этом, исходя из Закона о кадастре, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства являются самостоятельными видами объектов недвижимости.
Жилищный кодекс Российской Федерации содержит родовое понятие "жилое помещение", в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (часть 1 статьи 16).Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному у Главы администрации <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным №, в БТИ <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным №, истцам на праве собственности предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, <адрес>.
Из технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ РГУП БТИ, видно, что данный объект указан как жилой дом.
В государственном кадастре недвижимости сведения о спорном объекте указаны как жилой дом.
Таким образом, судом установлено, что истцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: РТ, <адрес>. Данная квартира расположена в двухквартирном жилом доме. Квартира, принадлежащая истцам, на основании сведений, представленных бюро технической инвентаризации, была поставлена на кадастровый учёт. Однако в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о названном выше жилом помещении, наименование объекта указано как «жилой дом», а потому данный объект недвижимости на кадастровый учёт был поставлен также как жилой дом. Вместе с тем, договором на передачу жилого помещения в собственность граждан истцам на праве общей совместной собственности предоставлено жилое помещение в виде квартиры, а не жилого дома. Судом бесспорно установлено, что фактически жилое помещение, принадлежащее истицам, является квартирой, а потому необходимо привести данные об объекте в кадастре недвижимости в соответствие с фактическими обстоятельствами. Оценивая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта.
Для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости кадастровый инженер должен подготовить технический план. Положения, касающиеся технического плана, содержатся в ст. 41 Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта и поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» снять с государственного кадастрового учета объект – жилой дом, с кадастровым номером 16:14:990125:265, расположенный по адресу: РТ, <адрес>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» поставить на государственный кадастровый учет многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес> данном доме, на основании предоставленного технического плана, изготовленного на основании декларации, без акта ввода в эксплуатацию жилого помещения и без согласования с собственниками земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан путем подачи жалобы через Буинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья: И.З. Хайбуллина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>