Административное дело №2а-696/1-2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Курск 06 августа 2018 года
Кировский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Вялых Н.В.,
при секретаре Русак С.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по г. Курску к Марфенок Татьяне Степановне о восстановлении срока на подачу заявления, взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным иском к Марфенок Т.С. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 66,26 рублей, налогу на имущество в сумме 33 604 рублей и пени в сумме 34 329,30 рублей, земельному налогу в сумме 3 295 руб. и пени в сумме 1 169,08 рублей, указывая, что Марфенок Т.С. является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ Марфенок Т.С. было направлено налоговое уведомление, в котором указано, что в срок до 01.10.2015 года необходимо уплатить земельный налог в сумме 3 295 рублей и налог на имущество физических лиц в сумме 33 604 рублей, однако в установленный срок налог уплачен не был, в связи с чем, на сумму налога начислены пени. Просит взыскать с Марфенок Т.С. задолженность по налогу и пени, восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Административный истец - ИФНС России по г. Курску, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, явку своего представителя в суд не обеспечил. Письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, административные исковые требования поддерживают и просят удовлетворить.
Административный ответчик Марфенок Т.С. надлежащим образом извещалась о слушании дела, в судебное заседание не явилась. Судебное извещение возвращено, с указанием, что истек срок хранения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год (ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим периодом.
Из материалов дела следует, что за Марфенок Т.С. в 2014 году значится зарегистрированным в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, который является объектом налогообложения.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов дела следует, что за Марфенок Т.С. в 2014 году значится зарегистрированным объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, которые являются объектами налогообложения.
Согласно Налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Марфенок Т.С. было предложено в срок до 01.10.2015 года уплатить: земельный налог в сумме 3 295 рублей, налог на имущество физических лиц в сумме 33 604 рублей, а всего 36 899 рублей.
В установленный в налоговом уведомлении срок, Марфенок Т.С. налог на имущество физического лица, земельный налог за 2014 год не уплатила.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Марфенок Т.С. направлено Требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, из которого следует, что необходимо оплатить налог на общую сумму 36 899 руб. и пени 7 775 руб..
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено по делу, требованием № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом административному ответчику был установлен срок для исполнения обязанности по уплате налогов и пени за 2014 год в срок до 19.11.2015 года. Следовательно, шестимесячный срок обращения административного истца с заявлением в суд о взыскании с административного ответчика налога и пени за 2014 год истек 19. 05.2016 года.
Однако с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика налога и пени истец к мировому судье не обращался, а административное исковое заявление, по которому возбуждено настоящее административное дело, поступило в суд 16.07.2018 г., то есть после истечения указанного срока. При этом в заявлении о восстановлении данного пропущенного срока административным истцом доказательств уважительности причин пропуска срока не представлялось.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (часть 6 статьи 152, часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения налогового органа в суд не является сроком исковой давности, регулируемой главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в силу пункта 3 статьи 2 данного Кодекса к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогам за 2014 год, оснований для взыскания указанного налога за этот период у суда не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок для подачи заявления о взыскании налога и пени при отсутствии доказательств уважительности причин его пропуска, а также и то, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд.
А поэтому, ИФНС России по г. Курску следует отказать в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание обязательных платежей и пени с Марфенок Т.С..
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Курску к Марфенок Татьяне Сергеевне о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание обязательных платежей и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кировский районный суд г. Курска в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Н.В.Вялых