Решение по делу № 33-3868/2015 от 17.02.2015

Судья Зайцева И.Н.

Дело № 33-3868/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

19.03.2015

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковалевой Т.И.,

судей Седых Е.Г., Ишенина Д.С.,

при секретаре судебного заседания Капличной И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова, Кадочникова к администрации г. Нижний Тагил о признании права на получение пенсии за выслугу лет муниципальной службы, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании незаконным в части постановления,

поступившее по апелляционным жалобам истцов на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 15.12.2014.

Заслушав доклад судьи Ишенина Д.С., объяснения истцов, представителя ответчика, судебная коллегия

установила:

Морозов В.В., Кадочников М.Г. обратились в суд с вышеуказанным иском о признании решений администрации города Нижний Тагил об отказе истцам в назначении и выплате пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил от ( / / ) ( / / ) незаконными, возложении обязанности назначить им пенсию за выслугу лет муниципальной службы с даты обращения за ее назначением.

Просили также о признании подп. 5 п. 8 Постановления Администрации города Нижний Тагил от 08.11.2013 № 2619 «О внесении изменений в постановление Администрации города Нижний Тагил от 17.03.2010 № 578 «Об утверждении порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил» противоречащим Решению Нижнетагильской городской Думы и незаконным.

В обоснование своих требований истцы указали, что достигли пенсионного возраста и обратились в Администрацию с заявлениями о назначении им пенсии за выслугу лет как гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил.

Решениями Администрации в удовлетворении заявлений отказано и истцы находят такие действия незаконными.

Представитель ответчика возражал относительно исковых требований.

Представитель третьего лица ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в письменном отзыве исковые требования не поддержал, поскольку истцы уже являются получателями пенсии за выслугу лет по линии МВД Российской Федерации и им не может быть назначена пенсия за выслугу лет муниципальной службы.

Представитель третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области в письменном отзыве также просил в удовлетворении требований Морозова В.В. и Кадочникова М.Г. отказать.

Ленинским районным судом г. Нижний Тагил Свердловской области 15.12.2014 постановлено решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

С таким решением истцы не согласились, в апелляционных жалобах и в суде апелляционной инстанции просят его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления суда; нарушение норм материального права.

Представитель ответчика – Кузьменкова Ю.А. – возражала относительно доводов жалобы, поддержав письменные возражения на нее.

Третьи лица ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно применив положения ст. 39, 72 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В соответствии с п. 12 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подп. 5 п. 1 ст. 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим является дополнительным пенсионным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством и являющихся исключительной прерогативой органов местного самоуправления.

Как установлено судом, в целях регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил, руководствуясь Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 74 «Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил», ст. 26 Устава города Нижний Тагил, Администрацией города 17.03.2010 издано постановление № 587 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил».

Ст. 3 вышеназванного решения Думы предусматривает, что Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 и в п. 1, 1.1 ст. 2 настоящего Положения, устанавливается правовым актом Главы города Нижний Тагил (в редакции Решения Нижнетагильской городской Думы от 01.07.2011 № 27). Следовательно, Глава города наделен правом издания муниципального правового акта, устанавливающего порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.

Глава города возглавляет Администрацию города и исполняет полномочия Главы администрации города (п. 3 ст. 26 Устава города).

В соответствии со ст. 7 Распоряжения № 230 от 24.06.2009 «О правовых актах администрации города Нижний Тагил и Положения об организации контроля исполнения правовых актов администрации города Нижний Тагил», ст. 11 Распоряжения № 70 от 04.04.2012 «Об утверждении Положения о подготовке правовых актов Главы города и администрации города Нижний Тагил и должностных лиц Администрации города Нижний Тагил», действующие на момент издания постановления № 587, постановления Администрации города подписываются Главой города единолично, в утверждении каким-либо органом, в том числе Нижнетагильской городской Думой не нуждаются.

Суд первой инстанции в связи с указанием данных норм пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления вправе изменять порядок выплат и условия предоставления за счет собственных средств пении за выслугу лет к установленным трудовым пенсиям, корректировать правила исчисления пенсии за выслугу лет, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст. 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 вышеназванного Прядка гражданин Российской Федерации, замещавший должность муниципальной службы города Нижний Тагил не менее двенадцати месяцев непосредственно перед увольнением, при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы города Нижний Тагил и увольнении с муниципальной службы города Нижний Тагил по соответствующим основаниям.

В соответствии с п. 1.1 муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее 7 лет.

Решение о несоответствии условий, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет, принимается в случае, в частности, установления факта получения пенсии за выслугу лет, назначенной по иному основанию, установленному Положением о пенсии за выслугу лет (п. 8 в ред. Постановления Администрации г. Нижний Тагил от 08.11.2013 № 2619). В ранее действовавшем Порядке данные условия предусмотрены не были.

Судом установлено, что истцы являются получателями пенсии за выслугу лет по линии МВД Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей», и получателями страховой части пенсии без фиксированного базового размера в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данные обстоятельства истцы не отрицали.

В связи с этим ответчиком отказано истцам в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе на основании п. 8 Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 6 ст. 3 вышеназванного Федерального закона, военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 1 Решения Нижнетагильской городской Думы № 74 от 22.10.2009 (в редакции от 28.03.2013) «Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил», пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Наличие оснований к назначению истцам пенсии по выслуге лет на муниципальной службе противная сторона не оспорила. Между тем, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к назначению таковой, поскольку согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости состоит из следующих частей: страховой; накопительной.

Морозову В.В. с ( / / ), а Кадочникову М.Г. с ( / / ) назначена страховая часть пенсии без фиксированного базового размера. При этом истцы с заявлениями о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет по линии МВД не обращались. Позиция истцов основана на признании за ними права на получение третьей пенсии.

Суд пришел к правильному выводу о том, что п. 8 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил не противоречит п. 2 ст. 1 Решения Нижнетагильской городской Думы № 74 от 22.10.2009, так как согласно вышеназванного решения пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, истцам же назначена только страховая часть пенсии без фиксированного базового размера.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральным законодательством и являющихся исключительной прерогативой органов местного самоуправления.

Действующим Порядком назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в г. Нижний Тагил» основанием к отказу для отказа в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет является получении пенсии за выслугу лет, назначенной по иному основанию. Следовательно, учитывая, что истцы являются получателями пенсии за выслугу лет по линии МВД, оснований для назначения им пенсии по выслуге лет на муниципальной службе не имеется, отказ администрации в назначении данной пенсии является обоснованным.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям Федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих.

Как указано выше, таких противоречий в нормативном регулировании судом обоснованно не установлено.

Выводы суда доводами жалобы не опровергаются, а потому судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по приведенным истцам доводам, полагая, что обжалуемое решение является правильным по существу, постановленным в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 15.12.2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Т.И. Ковалева

Судьи:

Е.Г. Седых

Д.С. Ишенин

33-3868/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кадочников М.Г.
Морозов В.В.
Ответчики
Администрация г. Нижнего Тагила
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Ишенин Дмитрий Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
19.03.2015Судебное заседание
03.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее