ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2016 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Моисеевой А.А.,
с участием истца в лице помощника Киреевского межрайонного прокурора Щербаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-595/16 по иску Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Бородинское Киреевского района Тульской области об обязании разработать мероприятия в сфере энергосбережения,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.о. Бородинское Киреевского района Тульской области, в котором просил обязать администрацию м.о. Бородинское Киреевского района в срок до 01.09.2016 года обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Бородинское Киреевского района, в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со СТ.23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных по договору хранения от 01.09.2015 ООО «ЭнергоГазИнвестТула»
Истец указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Киреевский район № от 03.11.2010 в собственность. муниципального образования рабочий поселок Бородинский Киреевского района безвозмездно передано муниципальное имущество. Согласно акту приема-передачи от 03.11.2015 в собственность муниципального образования Бородинское Киреевского района передано нежилое здание (котельная), общая площадь 368,7 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1954; нежилое здание (котельная №), 264,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, нежилое здание (котельная №), общая площадь 298,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 5608,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1953; тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 3974,9 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1953. 21.12.2010 администрация муниципального образования <адрес> зарегистрировало право собственности на следующие объекты: нежилое здание ( котельную №), общей площадью 264,4 кв.м, инвентарный №, расположенной по адресу: <адрес>; нежилое здание (котельная №), общей площадью 298,4 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>; тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 3974,9 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 5608,4 м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2010 сделаны записи регистрации №№, №, №, №. 01.09.2015 между администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района и ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельной, тепловых сетей, оборудование котельных, газопроводы и др. Однако передача муниципального имущества в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» осуществлена с грубым нарушением требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам про ведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. По фактам выявленных нарушений 15.12.2015 на имя главы администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района ФИО4 межрайпрокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Бородинское Киреевского района. Однако требования прокурора администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района до настоящего времени не исполнены. Права пользования объектами теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы. В свою очередь, передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельной и тепловых сетей, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Щербакова С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация м.о. Бородинское Киреевского района в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлений не представлено.
Третье лицо ООО «ЭнергоГазИнвестТула» в суд своего представителя не направило, будучи извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства, заявлений не представлено.
На основании ст. 233 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон. N~ 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения иг (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115- ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: 1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; 5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; 6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: 1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); 2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; 3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; 4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных. конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); 5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
Между тем, в соответствии с пунктам 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Выявленные нарушения закона в части отказа от конкурсных процедур, незаконного предоставления прав на использование муниципального имущества способствуют проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии подп. «ю» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в там числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органа в местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий па предупреждению коррупции, в там числе по выявлению и по следующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласна статье 7 названного Закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в там числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его. отчуждения.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией м.о. Бородинское Киреевского района законодательства о собственности в части осуществления контроля за использованием объектов муниципального имущества и законодательства о теплоснабжении в части подготовки объектов к отопительному сезону. В результате проверки установлено, что на основании постановления главы администрации муниципального образования Киреевский район № от 03.11.2010 в собственность муниципального образования рабочий поселок Бородинский Киреевского района безвозмездно передано муниципальное имущество. Согласно акту приема-передачи от 03.11.2015 в собственность муниципального образования Бородинское Киреевского района передано нежилое здание (котельная), общая площадь 368,7 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1954; нежилое здание (котельная №), 264,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, нежилое здание (котельная №), общая площадь 298,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 5608,4 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1953; тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 3974,9 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, год ввода 1953. 21.12.2010 администрация муниципального образования <адрес> зарегистрировало право собственности на следующие объекты: нежилое здание ( котельную №), общей площадью 264,4 кв.м, инвентарный №, расположенной по адресу: <адрес>; нежилое здание (котельная №), общей площадью 298,4 кв.м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>; тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 3974,9 кв.м, инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, тепловые сети с вводами от котельной №, протяженность 5608,4 м., инвентарный №, адрес объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.12.2010 сделаны записи регистрации №№, №, № №.
01.09.2015 между администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района и ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельной, тепловых сетей, оборудование котельных, газопроводы и др.
Передача муниципального имущества в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест- Тула» осуществлена с нарушением требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам про ведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплового хозяйства превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
По фактам выявленных нарушений 15.12.2015 на имя главы администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района ФИО4 межрайпрокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Бородинское Киреевского района, однако требования прокурора администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района до настоящего времени не исполнены. Права пользования объектами теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы.
Передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельной и тепловых сетей, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения. Неисполнение требований межрайпрокурора в части надлежащей передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов па теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц. Таким образом, устранение выявленных в ходе настоящей проверки нарушений способствует профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом.
Поскольку администрация муниципального образования поселения не исполняет возложенные на нее законами обязанности по профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществам, заявленные требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.23 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21.07.2005 № 115-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 01.09.2015 ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░»
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░