Дело № 2-694/2015 29 июля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Киселевой Ю.Н.,
с участием представителя истца Клыкова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску министерства здравоохранения Архангельской области к Головину А.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
министерство здравоохранения Архангельской области обратилось в суд с иском к Головину А.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты. В обоснование иска указали, что ответчик с 05.11.2013 по 29.12.2014 состоял в трудовых отношениях с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Лешуконская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ») в должности врача-психиатра. 13 ноября 2013 года между истцом, ответчиком и ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» был заключен договор № «Об осуществлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в соответствии с Положением о предоставлении в 2013 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, прибывшим (переехавшим) в 2013 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки Архангельской области». По условиям заключенного договора ответчику была предоставлена истцом единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей. Ответчик со своей стороны обязался в течение пяти лет отработать в должности врача общей практики в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» в соответствии с трудовым договором от 05.11.2013 на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников. 29 декабря 2014 года ответчик был уволен с места работы по собственному желанию до истечения установленного пятилетнего срока. В связи с досрочным увольнением с места работы, ответчику было предложено возвратить предоставленную компенсационную выплату пропорционально фактически не отработанному времени в сумме <данные изъяты> коп. 20 января 2015 года на лицевой счет истца поступило от ответчика часть данной суммы в размере <данные изъяты> коп. Учитывая, что остальной размер предоставленной ответчику выплаты им возвращен не был, просят взыскать с ответчика в размере <данные изъяты> коп., путем перечисления их двумя платежными поручениями по <данные изъяты> коп.
Представитель истца Клыков А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании на иске настаивает.
Ответчик Головин А.А., извещенный судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Согласно представленных письменных возражений на исковые требования истца, представитель ответчика Головина М.В. иск не признала, считает, что ответчик в полном объеме исполнил свои обязательства по возврату единовременной компенсационной выплаты. Полагает, что истцом необоснованно произведен подсчет неотработанного периода ответчика в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» с даты заключения договора №, а не с даты заключения трудового договора. Также считает, что истцом неверно определено и количество дней, неотработанных ответчиком в данной больнице при подсчете их даже с даты заключения договора №. Поэтому просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области не явился, в представленном заявлении директор фонда Ясько Н.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя фонда с учетом представленного отзыва на исковое заявление, в котором выразили свое согласие с иском истца в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, его представителей и представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Как установлено по материалам дела, ответчик как участник федерального социального проекта "Земский доктор", переехал в <адрес>, где была трудоустроен в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» на должность врача-психиатра в поликлинике и где с ним был заключен трудовой договор № от 05.11.2013, по условиям которого ответчик приступил к выполнению порученной работы с 05.11.2013 на полную ставку.
13 ноября 2013 года между истцом, ответчиком и ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» был заключен трёхсторонний договор № «Об осуществлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в соответствии с Положением о предоставлении в 2013 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, прибывшим (переехавшим) в 2013 году на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки Архангельской области».
По условиям заключенного договора № ответчику была предоставлена истцом единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей. Ответчик со своей стороны обязался в течение пяти лет работать в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» в соответствии с трудовым договором от 05.11.2013 на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
В силу пункта 2.2 названного договора в случае прекращения трудового договора с ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока (за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктов 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктов 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), ответчик обязался в течение 10 дней после расторжения трудового договора с ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» перечислить на лицевой счет истца единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально фактически не отработанному времени.
29 декабря 2014 года ответчик был уволен с места работы по собственному желанию до истечения установленного пятилетнего срока.
На полученное от истца уведомление возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной истцом за период с 30.12.2014 по 13.11.2018 в сумме <данные изъяты> коп., ответчик ответил добровольной выплатой лишь в сумме <данные изъяты> коп., рассчитанной за период с 30.12.2014 по 04.11.2018.
В остальной части ответчик отказал истцу в выплате единовременной компенсационной выплаты, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском к ответчику по настоящему делу.
Указанное подтверждается материалами дела и пояснениями представителей сторон и никем из лиц, участвующих в деле, при его разбирательстве не оспаривалось.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22.01.2013 N 8-пп в спорный период было утверждено Положение о предоставлении в 2013 - 2014 годах единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, прибывшим (переехавшим) в 2013 - 2014 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки Архангельской области.
В соответствии с утвержденным Порядком министерство здравоохранения Архангельской области заключает с медицинским работником и государственной медицинской организацией Архангельской области или ее структурным подразделением, расположенным в сельском населенном пункте либо рабочем поселке Архангельской области договор, соответствующий требованиям части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
По смыслу указанных норм права, участие медицинского работника в указанном федеральном социальном проекте направлено для создание государством дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников) и поставлено в зависимость прежде всего от факта переезда работника в такую местность и заключения между ним и государственной медицинской организацией трудового договора, о чем прямо указано в пункте 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, а также в преамбуле трёхстороннего договор № от 13.11.2013.
Последующее заключение между таким работником, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и государственной медицинской организацией трёхстороннего договора, является следствием наступления вышеуказанных значимых обстоятельств (переезда работника и заключения с ним трудового договора) с последующим предоставлением данному работнику предусмотренных социальных гарантий и возложением на него обязанности работать по заключенному трудовому договора в течение пяти лет, при неисполнении которой для работника возникают правовые последствия по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях и порядке установленные законом.
Таким образом, исходя из условий заключенного между истцом, ответчиком и ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» трёхстороннего договора № от 13.11.2013, юридически значимым обстоятельством для исчисления пятилетнего срока работы истца в ГБУЗ АО «Лешуконская ЦРБ» является дата, с которой ответчик приступил к выполнению порученной ему работы, которой является 05.11.2013.
Поэтому датой окончания пятилетнего периода, который ответчик был обязан отработать в соответствии с условиями договора № от 13.11.2013, оканчивается по правилам статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации 04.11.2018, при общем количестве календарных дней пятилетнего периода (с 05.11.2013 по 04.11.2018) 1826, на что обоснованно в своих возражения указывает ответчик, в лице своего представителя.
Суждения истца, в лице своего представителя, о том, что такой датой должна являться дата заключения трёхстороннего договора (13.11.2013), суд считает, является неверным, поскольку противоречит указанным положениям закона и условиям заключенного договора №.
Ссылка в данном случае представителя истца на пункт 4.1 трёхстороннего договора от 13.11.2013 о том, что условия данного договора действуют с момента его подписания, суд считает несостоятельной, поскольку в силу прямого указания в пункте 2.2.1 названного договора, на ответчика возложена обязанность работать в течение пяти лет в соответствии с трудовым договором, а не отработать пять лет с даты заключения трёхстороннего договора от 13.11.2013.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора, судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Довод представителя истца о том, что в 2015 года нормативными документами Архангельской области возложена обязанность на работника работать пять лет с даты заключения договора об осуществлении единовременной выплаты, суд считает правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в условия трёхстороннего договора от 13.11.2013, такие изменения в установленном порядке не вносились.
Согласно представленного представителем ответчика расчета, сумма возврата единовременной компенсационной выплаты, полученной ответчиком, рассчитанной пропорционально фактически неотработанному им времени по трудовому договору за период с 30.12.2014 по 04.11.2018 составляет <данные изъяты> коп., при общем количестве отработанных дней 420 и неотработанных 1406 дней.
Указанный расчет проверен судом и признан верным, как основанный на положениях вышеуказанных норм права и условий заключенного трёхстороннего договора № от 13.11.2013.
Таким образом, исходя из представленных сторонами в материалы дела доказательств следует, что ответчик был обязан возвратить истцу часть полученной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> коп.
Учитывая, что указанная обязанность ответчиком исполнена в полном объеме, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании и подтверждается материалами дела, суд считает требования истца о взыскании с ответчика иного размера такой выплаты незаконными и неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований министерства здравоохранения Архангельской области к Головину А.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты в сумме <данные изъяты> коп. отказать.
На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Новодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий А.Л. Белоусов
Мотивированное решение
изготовлено 03 августа 2015 года.