Решение по делу № 2а-1199/2019 (2а-7054/2018;) ~ М-5738/2018 от 12.12.2018

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

ул. Дзержинского, д. 235, г. Ставрополь, 355000,

тел. (8652) 37-08-24, факс 35-60-94,

подача документов в электронном виде: e-mail: lenynsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http:// lenynsky.stv@sudrf.ru

_____________________________________________________________2а-1199/2019

26RS0002-01-2018-007972-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Зориной В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю Ляховой А.А., УФССП России по Ставропольскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена> <номер обезличен>.

В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>, на основании исполнительного листа <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу <номер обезличен>.

Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в пользу взыскателя: Полянского А.В.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ставропольскому краю вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.

Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.

По итогам проведения аукциона в электронной форме <дата обезличена> между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО «Строй Град-1», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> (50 жилых помещения).

Срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года. Срок передачи объектов долевого строительства по акту приема-передачи, а также иных документов на жилые помещения, необходимых для государственной регистрации права собственности не может превышать 6 (шести) месяцев со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность <адрес обезличен>.

Таким образом, не предоставление жилого помещения Полянскому А.В. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Полянского А.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.

<дата обезличена>      в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края на территории города Ставрополя минимуществом края в Ленинский районный суд города Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.

При этом, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено через два дня после окончания срока отсрочки исполнения судебного решения, который оканчивался <дата обезличена>.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в срок, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебных заседаний извещен надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.

Заинтересованное лицо Полянский А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.

На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).

В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что <дата обезличена> постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю возбуждено исполнительное производство <номер обезличен> по исполнительному листу № ФС <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданным на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя по делу <номер обезличен>.

Предметом ис­полнения исполнительного производства является: обязанность Министерства имущественных отношений Ставропольского края предоставить Полянскому А.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

<дата обезличена> постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю с должника – Министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскан исполнительный сбор в размере 50.000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.

<дата обезличена> указанное постановление вручено должнику.

<дата обезличена> Министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд г. Ставрополя подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Полянскому А.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.

По итогам проведения аукциона в электронной форме <дата обезличена> между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО «Строй Град-1», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> (50 жилых помещения).

Срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года (п. 1.5 контракта).

Срок передачи объектов долевого строительства по акту приема-передачи, а также иных документов на жилые помещения, необходимых для государственной регистрации права собственности не может превышать 6 (шести) месяцев со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Полянскому А.В. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений Ставропольского края в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края – удовлетворить.

Освободить Министерство имущественных отношений Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50.000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю от <дата обезличена> <номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья И.Н.Маслова

2а-1199/2019 (2а-7054/2018;) ~ М-5738/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных отношений СК
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК Ляхова А.А.
Другие
Полянский Александр Васильевич
прокуратура г.Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Маслова Ирина Николаевна
12.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
14.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.02.2019[Адм.] Судебное заседание
28.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее