Решение по делу № 3а-123/2017 от 11.05.2017

                                 Дело а-123/2017

РЕШЕНИЕ    

Именем Российской Федерации

30 июня 2017 г.      г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи         Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания     Пенькиной Н. В.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.В.А. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Н.В.А. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады (код 6.9) – размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу принадлежит на праве аренды земельный участок, установленная кадастровая стоимость которого в размере <данные изъяты> руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., определенную Отчетом Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю. против удовлетворения административных исковых требований не возражала.

В судебное заседание административный истец Н.В.А., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, представитель Администрации г.Ижевска не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав явившегося представителя Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Ижевска (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка , согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 7432 кв.м, с адресом: <адрес>, для обслуживания объекта незавершенного строительства, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14);

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земли, заключенным между Администрацией г.Ижевска (арендодатель) и ЗАО «<данные изъяты>» внесены изменения в договор аренды земельного участка, согласно которым: арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с адресом: <адрес>; на участке имеются объекты недвижимости: недостроенный объект (назначение: незавершенное строительство), дорожное покрытие (назначение: транспортное); срок действия договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23). Указанное соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27);

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земли, заключенным между Администрацией г.Ижевска (арендодатель) и ЗАО «<данные изъяты>» внесены изменения в договор аренды земельного участка, согласно которым: на основании заявления Н.В.А. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Н.В.А. вступает в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ; преамбулу договора аренды земельного участка после слов «с одной стороны, и» читать в следующей редакции: ЗАО «<данные изъяты>», Н.В.А. (л.д.28). Указанное соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30);

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земли, заключенным между Администрацией г.Ижевска (арендодатель) и Н.В.А. внесены изменения в договор аренды земельного участка, согласно которым ЗАО «<данные изъяты>» выбывает из договора аренды земли; срок договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22). Указанное соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ (оборот л.д. 22);

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земли, заключенным между Администрацией г.Ижевска (арендодатель) и Н.В.А. внесены изменения в договор аренды земельного участка, согласно которым: арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с адресом: <адрес>; на участке имеются объекты недвижимости: склад с АКБ, площадью <данные изъяты> кв.м и гараж, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: Склады (код 6.9) – Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (л.д.31-32). Указанное соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ)).Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее по тексту - Постановление ) в размере <данные изъяты> руб. (строка 33407 приложения в разделе Ижевск) и является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к ранее учтённым, поставлен на кадастровый учёт, а его кадастровая стоимость, утверждённая Постановлением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внесена в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Положения статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2015 г. При этом в соответствии со статьей 62, частью 5 статьи 247 и статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора земельного участка, Н.В.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. (л.д. 36-102).

Согласно положительному экспертному заключению на данный отчет, выполненному экспертом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ, экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (л.д. 103- 113).

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец не обращался, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 11 мая 2017 года (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ), следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным исковым заявлением в суд Н.В.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации недвижимости и прав на нее в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

С учетом изложенного, и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Н.В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады (код 6.9) – размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов), общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 3 884 000 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления Н.В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 3 июля 2017 г.

Председательствующий судья     Г.Р. Багаутдинова

3а-123/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков В.А.
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестра по УР
Другие
Министерство имущественных отношений УР
Администрация "МО г.Ижевск"
Данилов К.М.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
11.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
12.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2017[Адм.] Судебное заседание
30.06.2017[Адм.] Судебное заседание
03.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее