2-840/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.06.2015 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Демченковой С.В.,
при секретаре Париновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Киняк В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖилФонд» о признании действий по проникновению в жилище незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Киняк В.А. обратилась в суд с иском к ООО «ЖилФонд» о признании действий по проникновению в жилище незаконными, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что является собственником <адрес>
03.10.2013 года в указанную квартиру с целью устранения утечки воды из общего стояка горячего водоснабжения дома, без согласия собственника квартиры, проникли сотрудники ответчика. Полагает, что проникновение в ее жилище является незаконным, поскольку авария могла быть устранена путем перекрытия общего стояка водоснабжения, без вскрытия дверей в квартиру.
В результате незаконного проникновения в квартиру она испытывает нравственные страдания, выразившиеся в том, что в любое время в ее квартиру под предлогом устранения аварии может проникнуть неопределенный круг лиц.
Просит суд признать действия сотрудников ООО «ЖилФонд» по проникновению в <адрес> незаконными, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 20.03.2015 года Колесникова М.Ю. иск не признала, пояснила суду, что сотрудники ООО «Жилфонд» действовали в рамках прав, предоставленных им жилищным законодательством, в интересах защиты прав и законных интересов граждан-соседей истца, в целях предотвращения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
Выслушав участников процесса, изучив материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 150 ГК РФ предусматривает, что неприкосновенность жилища, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
В силу ч. 3 ст. 3 ЖК РФ проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Согласно статье 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предусмотрена обязанность собственника допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения ремонтных работ, а представителя исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время.
Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера № 68- ФЗ от 21.12.1994 г.)
Статья 15 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» определяется полномочия сотрудников полиции по проникновению в жилые помещения. В частности, проникновение сотрудников полиции в жилые помещения возможно для спасения жизни граждан и (или) их имущества, в чрезвычайных ситуациях.
Из материалов дела следует, что Киняк В.А. на основании договора купли-продажи от 24.09.2013 года является собственником <адрес> Квартира расположена на 3 этаже многоквартирного дома, общая площадь квартиры 40,7 кв.м. (л.д.12).
В соответствии с договором № от 01.03.2013 года на содержание общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 37-40), актом приема-передачи (л.д. 39-40), договором № от 01.01.2014 года на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 51-57) ООО «УК Советского района» передало ООО «ЖилФонд» свои обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общедомового имущества многоквартирного <адрес> <адрес>, находящегося в управлении ООО «УК Советского района».
Судом установлено, что 03.10.2013 года в <адрес> в квартире истца № в результате аварии в системе горячего водоснабжения (повреждение общего стояка), происходило залитие нижерасположенных помещений.
Из объяснений ФИО1 – жильца <адрес>, расположенной этажом ниже, полученных в ходе прокурорской проверки, следует, что утром 03.10.2013 г. с потолка коридора и ванной комнаты потекла вода. Вода лилась струей, из-за этого на полу образовывались лужи. В 9 час. 30 мин. она позвонила ответчику и сообщила о залитии. Приехавшая ремонтная бригада пыталась выяснить информацию о владельце <адрес>, расположенной этажом выше, но этими сведения никто не располагал. О принятом решении вскрывать <адрес> сообщил участковый. При вскрытии квартиры убирали воду. В результате залития ей был причинен значительный имущественный вред. Полагает, что действия ООО «Жилфонд» являлись обоснованными (л.д. 135-136).
Из объяснений ФИО2- <данные изъяты> ООО «Жилфонд» также усматривается, что по прибытии на место он увидел, что в ванной комнате квартиры ФИО1 с потолка и стен сильной струей текла вода, в квартире отключили электричество. У жильцов квартир <данные изъяты> поинтересовались, имеются ли у них контактные телефоны. Такой информации не было. Необходимость вскрытия <адрес> обусловлена выяснением причин затопления, проведением ремонтных работ. В сложившейся ситуации была угроза прорыва отопления и его отключения в отопительный сезон. В процессе работы жители квартир <данные изъяты> убирали воду с пола. После проделанной работы течь была устранена (л.д. 115-116).
Из объяснений ФИО3- <данные изъяты> ОАО «УК Советского района усматривается, что в связи с отсутствием контактной информации жильца <адрес> инженер ФИО4 дал распоряжение монтажнику санитарно- технических систем ФИО5 перекрыть воду во всем доме. Для устранения аварийной ситуации совместным обсуждением было принято решение вскрывать <адрес>. При вскрытии обнаружили отверстие в стояке полотенцесушителя, на полу в коридоре и санузле была вода. После проделанной работы течь была устранена (л.д.86-88).
Аналогичные пояснения дали <данные изъяты> ООО «Жилфонд» ФИО4 (л.д. 109-110), <данные изъяты> ООО «Жилфонд» ФИО6 ( л.д. 118-119).
Участковый уполномоченный ОП № УМВД по городу Воронежу в ходе прокурорской проверки пояснял, что при опросе соседей выяснил, что житель <адрес> приходит домой поздно, контактного телефона ни у кого не было. Представители управляющей компании не знали, откуда течь, могло течь отопление. Во всем доме была отключена вода и неизвестно как долго люди могли бы обходиться без нее. При вскрытии квартиры соседи убирали воду, ремонт производился примерно час. В тот же день поздно ночью ему позвонила житель <адрес>. Он пояснил ей ситуацию (л.д. 132-133).
В соответствии с Приложением № 2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) устраняются немедленно.
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной, горячей воды - 4 часа единовременно (Приложение N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354).
В силу пункта 1 статьи 56 Конституции Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Право на жилище одного человека может быть ограничено для защиты аналогичного права другого. Ценность квартиры, расположенной ниже, а также имущества в ней, жизнь, здоровье людей, проживающих этажом ниже, условия их жизнедеятельности соразмерны ценности ограниченного при этом конституционного права истца.
Отсутствие собственника <адрес> момент аварии, отсутствие результатов его поиска, контактной информации с ним, отсутствие информации о возможном местонахождении жильца аварийной квартиры, даты и времени его появления, необходимость быстрого реагирования в сложившейся ситуации для устранения аварии, необходимость предотвращения значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей послужили основанием для вскрытия квартиры истца. ООО «Жилфонд» в сложившейся ситуации чрезвычайного характера действовал в пределах предоставленных ему прав. Вскрытие аварийной квартиры производилось в присутствии сотрудников ООО «Жилфонд», соседей, представителя ОП № УМВД по городу Воронежу.
Судом установлено, что в настоящее время истцу полностью возмещен имущественный вред связи с повреждением входной двери.
Федеральный закон в статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установил, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Истец, являясь собственником <адрес>, не предприняла меры по обеспечению доступа в квартиру на случай аварийной ситуации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Киняк В.А. о признании действий ответчика по проникновению в жилище незаконными, взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Киняк В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖилФонд» о признании действий по проникновению в жилище незаконными, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья С.В. Демченкова
Решение в окончательной форме изготовлено 26.06. 2015 г.