Решение по делу № 2-265/2018 ~ М-262/2018 от 09.10.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    02 ноября 2018 года                                                                                     с. Екатеринославка

Октябрьский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                                                 Шлома О.А.,

с участием старшего помощника военного прокурора

Благовещенского гарнизона                                                                                  Журбина А.П.,

представителя органа опеки и попечительства Октябрьского района               Шакель И. А.,

при секретаре                                                                                                    Рыбальченко Е.Н.,

рассмотрев гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ к ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО7 о расторжении договора найма служебного жилого помещения и признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, выселении,

У С Т А Н О В И Л:

Истец - ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обратилось в суд с указанным иском к ответчикам. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Екатеринославской КЭЧ по договору найма служебного жилого помещения ФИО1 предоставлялось служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован он, его супруга ФИО3, дочери ФИО4, ФИО2, внуки ФИО5, ФИО6, ФИО7 В ходе проверки правомерного использования жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 в спорном жилом помещении не проживают, а фактически в нем проживают ФИО4 и несовершеннолетние ФИО5, ФИО6, ФИО7, согласно выписке из приказа командира войсковой части 21720 ФИО1 уволен по собственному желанию. В связи с чем ответчикам направлены требования об освобождении служебного жилого помещения в добровольном порядке, которые ими проигнорированы. Считает, что своими действиями по незаконному удержанию квартиры ответчики нарушают права собственника, препятствуя обеспечению служебным жилым помещением других военнослужащих.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что являлся военнослужащим в период с 1995 по 2000 годы В настоящее время военнослужащим не является, служил в армии по призыву с 1984 по 1986 годы, в войсковой части работал в течение 11 лет. В 2000 году попал под сокращение. Спорную квартиру получил от МО РФ по ордеру, в 2009 году заключил договор найма. В <адрес> зарегистрирован, но не проживает с 2000 года, живет с матерью на ее жилплощади, в квартире, предоставленной ему по ордеру, проживает дочь ФИО4 с детьми и супругом. ФИО3 и Капустянская В.В.в спорном жилом помещении не проживают долгое время, ФИО3 постоянно живет в <адрес>, там живет и работает, Капустянская В.В. как закончила школу, уехала в <адрес>, там работает и постоянно проживает. долгие годы.

Ответчик ФИО4, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в спорной квартире живет с мужем ФИО13 и тремя несовершеннолетними детьми с 1995 года. Подтвердила, что ответчики ФИО3, ФИО1 и Капустянская В.В. в данной квартире не живут, личные вещи данных ответчиков в спорной квартире отсутствуют. Просит предоставить отсрочку по исполнению решения суда на полгода с целью нахождения другого жилья. Имея на иждивении трех несовершеннолетних детей, ей сложно сразу освободить жилье. Кроме того, ее супруг является военнослужащим с 2004 года, стоит на учете в ФГКУ «Востокрегионжилье» за получением жилья с октября 2018 года. Первоначально супругу в получении служебного жилья было отказано, когда он ранее обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о постановке на учет, в виду того, что она и дети проживают в служебном жилье. Супруг ФИО13 зарегистрирован в <адрес>.

В судебное заседание, представитель истца ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Сергачёва А.А., действующая на основании доверенности от 07.03.2018г. не явилась, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело без ее участия, на удовлетворении иска настаивает в полном объеме.

Ответчики ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела без их участия, исковые требования признают. Представитель третьего лица МО МВД России «Октябрьский» также не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показал, что является супругом ФИО4, проживает с 2009 года вместе с ней в спорной служебной квартире, предоставленной отцу ее супруги. В 2015 году обращался в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о постановке на учет по получению служебного жилья, так как является военнослужащим восковой части . Но поскольку на тот момент все документы не собрал, на учет поставлен не был. Только в октябре 2018 года встал на учет. В спорной квартире ФИО3, Капустянская В.В. и ФИО1не проживают.

Выслушав мнение участников процесса, не возражавших о рассмотрении дела без участия не явившихся лиц, заключение прокурора, специалиста органа опеки и попечительства, суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть иск в отсутствие указанных участников процесса, извещенных надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом (статьи 294, 296).

К одной из основных функций Министерства обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации относится закрепление находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж» ч. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053).

Согласно уставу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России и осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны России, для достижения которых осуществляет заключение и расторжение договоров найма жилого помещения (в том числе специализированного жилищного фонда), выдачу справок установленного образца о сдаче жилых помещений, оформление и выдачу государственного жилищного сертификата.

В соответствии с Приказами Министерства обороны России от 03.11.2010 г. N 1455, 23.12.2010 г. N 1888 ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ является специализированной организацией, через которую Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России осуществляет свои функции, в том числе: по организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей;контролю за заселением и освобождением жилых помещений.

В соответствии с п. 7 к основным задачам Департамента жилищного обеспечения относятся, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ создано как уполномоченный орган по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма и служебными жилыми помещениями.

Согласно п. 11 устава ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны России и непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России.

Придание статуса служебных жилых помещений жилым помещениям, находящимся в домах на территориях закрытых военных городков, осуществлено в силу прямого указания закона. Отсутствие надлежащим образом оформленных документов об отнесении спорной квартиры до 01.06.2000 г. (до утверждения перечня закрытых военных городков Правительством РФ) к категории служебных не является бесспорным основанием для отнесения такого жилого помещения к жилищному фонду социального использования. Отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее -ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Статьей 102 ЖК РФ предусмотрено прекращение договора найма специализированного жилого помещения, согласно которой названный договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, переходом права собственности на служебное жилое помещение либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. В этой связи статья 103 ЖК РФ указывает, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. При отказе освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Права членов семьи нанимателя служебного жилого помещения производны от прав нанимателя, соответственно, при прекращении права нанимателя на жилое помещение подлежат прекращению и права членов его семьи, что влечет за собой необходимость выселения из жилого помещения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации.

    Согласно договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Екатеринославской КЭЧ предоставлено служебное жилое помещение площадью 45,6 кв.м по <адрес> военного городка <адрес> в для временного проживания в нем.

Из п.18 раздела IV договора найма следует, что его прекращение осуществляется в связи с истечением срока пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или выборной должности.

Как установлено п.19 раздела IV договора, в случае его расторжения или прекращения в связи с истечением срока трудового договора, окончанием военной службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ и ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из буквального содержания договора найма следует, что жилое помещение ФИО1 и членам его семьи предоставлено для временного проживания в нем. Выписка из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ доказывает, что ФИО1уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

    Спорная <адрес>, расположенная в <адрес> имеет статус служебной, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения и постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о включении спорной квартиры в число служебных.

Из материалов дела усматривается, что в целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчиков направлялось требование об освобождении служебного жилого помещения, которое ответчиками в судебном заседании не оспаривалось и не исполнено до настоящего времени.

        Между тем, согласно поквартирным карточкам, копии паспортов следует, что ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>.

             Согласно поквартирной карточке, выписки из лицевого счета <адрес>.Екатеринославка числится нанимателем и оплачиваются коммунальные ФИО1 из расчета 7 человек.

        Акт проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 в спорном жилом помещении не проживают, а фактически в нем проживают ФИО4 и несовершеннолетние ФИО5, ФИО6, ФИО7

    Судом установлено, что ответчик ФИО1 вселен в спорное жилое помещение в 1996 году.

В силу ч.2 ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он выдан, договора найма служебного жилого помещения (ст.106, 51 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст. 50, 51 и 106 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Таким образом, между ФИО1 и учреждением истца фактически заключен договор найма служебного жилого помещения, а юридическим основанием для проживания ФИО1 с членами его семьи в спорной квартире является ордер.

При таких обстоятельствах, суд руководствуется как нормами ЖК РСФСР, так и нормами ЖК РФ, а также действием ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», устанавливающим, что граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии сп.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, ст. 13 Водного закона дополняет определенный ч.2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона, разъяснений ВС РФ по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).

Таким образом, по данному делу с учетом заявленных требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Водного закона условий, при которых ФИО1 и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

        Из представленной от администрации Екатеринославского сельсовета справки следует, что ответчики в списках граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не значатся.

    Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имеющиеся (имевшиеся) у ответчиков ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12 объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по <адрес>. У ответчика ФИО2 имеется в собственности жилое помещение.

    Учитывая данные обстоятельства, указанные положения договора, а также исходя из того, что ответчики не состоят в трудовых отношениях с войсковой частью , суд приходит к выводу, что имеются основания для расторжения договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, ФИО1 и члены его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Ответчики не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В силу ст. 56 ГПК РФ ответчики не доказали факт законности проживания в спорном жилом помещении. Кроме того, права членов семьи нанимателя производны от прав основного нанимателя ФИО1 и прекращают свое действие прекращением прав основного нанимателя.

Согласно ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Факт регистрации ответчиков в жилом помещении не порождает право на эту квартиру, является административным актом, и не может служить согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

    В соответствии с п. «а» ст.31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). В связи с чем, исковые требования об обязании ответчиков сняться с регистрационного учета по указанному адресу подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

      Ответчиком ФИО4 заявлено ходатайство о предоставлении срока исполнения обязательства до ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что она вместе со своими несовершеннолетними детьми не имеет возможности выехать, ей необходимо время найти другую квартиру.

        С учетом изложенного, обстоятельств дела, суд находит возможным предоставить ответчикам срок для исполнения обязательства до ДД.ММ.ГГГГ, что по мнению суда, является разумным, не приведет к нарушению прав истца, позволит обеспечить баланс интересов истца и ответчика, и не будет противоречить общим целям правосудия.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7утратили право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны РФ подлежат удовлетворению в полном объеме с предоставлением ответчику необходимого срока для выполнения требований истца.

Руководствуясь ст. 193 – 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ удовлетворить.

Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и признать ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Выселить ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, действующую также в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, ФИО7 сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в гражданскую коллегию Амурского областного суда в течение месяца, начиная с 07 ноября 2018 года.

Председательствующий судья                     О.А.Шлома

Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2018 года

2-265/2018 ~ М-262/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Ответчики
Ерёмина Ольга Михайловна
Капустянская (Ерёмина) Виктория Владимировна
Ерёмин Владимир Иванович
Рыков Константин Алексеевич
Рыкова Татьяна Владимировна
Рыков Алексей Александрович
Другие
ОВМ МО МВД России "Октябрьский"
Суд
Октябрьский районный суд
Судья
Шлома О.А.
09.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2018[И] Передача материалов судье
11.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2018[И] Судебное заседание
02.11.2018[И] Судебное заседание
06.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018[И] Дело оформлено
11.12.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее