Судья <данные изъяты> Дело № 33-1971/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2015 года г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Игошина В.Е.,
судей Овчинникова А.Г., Мурина В.А.,
при секретаре В. Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения «Каськовская волость» на решение Куньинского районного суда Псковской области от (дд.мм.гг.), которым постановлено:
иск заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования сельского поселения «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области в течение одного месяца после вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда Жижицкого участкового лесничества ГКУ «Великолукское лесничество» в квартале <данные изъяты>.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Овчинникова А.Г., пояснения прокурора Петровой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Каськовская волость» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование иска указано, что на территории муниципального образования сельского поселения «Каськовская волость» на землях лесного фонда Жижицкого участкового лесничества в квартале <данные изъяты> образована свалка бытового мусора.
Учитывая, что действующим законодательством организация сбора мусора и бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения, истец просил суд обязать ответчика ликвидировать указанную свалку.
Представитель ответчика исковые требования не признал, полагая, что Администрация сельского поселения «Каськовская волость» в данном случае является ненадлежащим ответчиком.
Представители третьего лица - ГКУ «Великолукское лесничество» исковые требования поддержали, поскольку данная свалка образовалась в результате жизнедеятельности сельского поселения, которое обязано принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе сельского поселения «Каськовская волость» ставится вопрос об отмене судебного решения, в связи с нарушением норм материального права.
Податель жалобы заявляет, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, право собственности на который принадлежит Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления. Полагает, что несанкционированная свалка на землях лесного фонда образовалась в результате недостаточности и неэффективности действий должностных лиц ГКУ «Великолукское лесничество».
Кроме того, указал, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Поэтому на органы местного самоуправления не могут быть возложены обязанности по ликвидации несанкционированных свалок за счет средств местного бюджета, без наделения соответствующими государственными полномочиями и без соответствующего бюджетного финансирования.
Участвующий в заседании судебной коллегии прокурор полагает решение суда правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с постановлением нового об отказе в удовлетворении требований, в связи с неправильным применением норм материального права (ч.1, п. 4 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что (дд.мм.гг.) Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с ГКУ «Великолукское лесничество» была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования сельское поселение «Каськовская волость» Куньинского района Псковской области. В ходе проверки было установлено, что на землях лесного фонда Жижицкого участкового лесничества в квартале <данные изъяты> образована свалка бытового мусора в виде полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, коробок, о чем составлен соответствующий акт. Согласно свидетельства о государственной регистрации права земельный участок КН <данные изъяты>, на котором расположена незаконная свалка бытового мусора, находится в собственности Российской Федерации, относится к землям государственного лесного фонда.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, и возлагая на Администрацию муниципального образования сельского поселения «Каськовская волость» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Ответчик, как орган местного самоуправления, не в полной мере осуществляет возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования. Суд полагал, что эта обязанность должна исполняться органами местного самоуправления на всей территории муниципального образования, независимо от форм собственности и принадлежности земельных участков, в том числе на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.
Судебная коллегии полагает решение суда подлежащим отмене, так как истолкование судом первой инстанции норм материального права противоречит толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации № 26-П от 13.10.2015, которое является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.
Из справки Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от (дд.мм.гг.), свидетельства о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка известно, что выдел <данные изъяты> Жижицкого участкового лесничества относится к землям государственного лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты> и принадлежит Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше Постановлении № 26-П от 13.10.2015 "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что законом на органы местного самоуправления может быть возложено обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения на территории данного муниципального образования.
Вместе с тем, отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей очистки всей территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в отношении расположенных на территории муниципального образования земельных участков различной формы собственности.
Лесной фонд является федеральной собственностью и имеет специальный правовой режим. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Вместе с тем, отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные 29 июня 2007 года Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
Таким образом, принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, не находящихся в собственности муниципального образования, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об обязанности органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированных свалок на всей территории муниципального образования, независимо от принадлежности и права собственности на земельные участки, основан на неправильном толковании норм материального права.
Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющее вред окружающей среде. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих договорных полномочий, ставшее причиной загрязнения муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Так как между органами власти и местного самоуправления Псковской области договоры на устранение несанкционированного складирования бытовых отходов на землях лесного фонда не заключались, возложение ответственности на органы местного самоуправления неправомерно.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Куньинского районного суда Псковской области от (дд.мм.гг.) отменить и принять новое решение об отказе в иске прокурору об обязании Администрации муниципального образования сельского поселения «Каськовская волость» организовать ликвидацию несанкционированной свалки.
Председательствующий: В.Е. Игошин.
Судьи: А.Г. Овчинников.
В.А. Мурин.