Решение по делу № 33-1559/2012 от 27.01.2012

Судья Киселева О.О. дело № 33-1559/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2012 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Андреева А.А.

судей Сукачева Д.Ю. и Волковой И.А.

при секретаре Ворониной В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам, действовавшим на день подачи кассационной жалобы, гражданское дело

по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах К. к администрации Нехаевского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по кассационной жалобе представителя администрации Нехаевского муниципального района Г.

на решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах К. к администрации Нехаевского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области в части не предоставления К. жилого помещения.

Обязать администрацию Нехаевского муниципального района вне очереди предоставить К. жилое помещение не ниже установленных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населённому пункту, отвечающее санитарным, техническим требованиям по месту жительства К.

Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав прокурора Мещерякову Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нехаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах К. к администрации Нехаевского муниципального района о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование своих требований указал, что К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет и состоящим на учете в качестве нуждающегося на внеочередное предоставление жилья, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. Между тем до настоящего времени жилое помещение К. по договору социального найма не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Нехаевского муниципального района в части не предоставления К. жилого помещения, обязать администрацию Нехаевского муниципального района вне очереди предоставить К. жилое помещение не ниже установленных норм, благоустроенное применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации Нехаевского муниципального района Г. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.

Положением ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

По смыслу ст.1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

В силу ст. 6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.

В ходе судебного разбирательства дела судом первой инстанции установлено, что постановлением Главы Нехаевского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ К. поставлен на учёт, как оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых договорам социального найма.

На момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения настоящего дела жилым помещением не обеспечен.

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что К., имея статус социального сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, принят на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения не исполнены, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что со стороны органа местного самоуправления отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не может быть принят во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим обязанности по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом судебная коллегия полагает, что исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления, наличие определенного порядка обращения за получением субвенций в целях финансирования обязательств по предоставлению жилых помещения социальным сиротам при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.

Иных доводов, направленных на отмену решения, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановленное решение законным, обоснованным и принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Нехаевского муниципального района Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1559/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Нехаевского района в интересах Куликова В.В.
Ответчики
Администрация Нехаевского муниципального района
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Андреев Андрей Анатольевич
10.02.2012Судебное заседание
15.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2012Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее