Решение по делу № 33-1210/2015 от 07.08.2015

Судья Шиирипей А.В.                          Дело № 33-1210/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл                                  26 августа 2015 года              

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

судей Кунгаа Т.В., Ховалыга Ш.А.,

с участием прокурора Ооржак С.А.,

при секретаре Чульдуме Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к О. о взыскании денежных средств в счет возврата единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 мая 2015 года,

    

УСТАНОВИЛА:

Кызылский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к О. о взыскании денежных средств в счет возврата единовременной компенсационной выплаты, ссылаясь на то, что в ходе проверки правомерности осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим на работу в 2011-2012 годах в сельские населенные пункты, установлены нарушения. О. работает в ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ», расположенном по адресу: пгт. Каа-Хем, ул. Шахтерская, д. 4, в должности **. 30 марта 2012 года комиссией уполномоченного органа в отношении О. принято решение о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, с ней заключен договор, во исполнение которого ответчику перечислена выплата в размере ** рублей. Однако предоставление выплаты незаконно, поскольку пгт. Каа-Хем Кызылского района, где работает ответчик, является не сельским, а городским населенным пунктом. Прокурор просил взыскать с О. денежные средства в сумме 1 000 000 рублей в пользу Министерства здравоохранения Республики Тыва в счет возврата единовременной компенсационной выплаты, обязать Министерство здравоохранения Республики Тыва в течение трех рабочих дней с момента поступления денежных средств в размере 1 000 000 рублей, полученных от О. в счет возврата единовременной компенсационной выплаты, перечислить их в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва, обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Тыва в течение трех рабочих дней с момента поступления денежных средств в размере 1 000 000 рублей, полученных от Министерства здравоохранения Республики Тыва в счет возврата О. единовременной компенсационной выплаты, перечислить их в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 мая 2015 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе О. просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении иска, считает, что денежные средства не могут быть с нее взысканы в качестве неосновательного обогащения, так как они предоставлены в качестве средств к существованию. Предоставленная компенсационная выплата была израсходована на строительство жилья. Учреждение здравоохранения, где она работает, фактически обслуживает не только пгт. Каа-Хем, но и всю территорию Кызылского района. В сумонах района имеются подразделения учреждения здравоохранения – фельдшерско-акушерские пункты.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции ответчик О. апелляционную жалобу поддержала.

Прокурор Ооржак С.А. не согласилась с апелляционной жалобой, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель третьего лица – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц – Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, ГБУЗ Республики Тыва «Кызылская ЦКБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 данной статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 г. № 1798-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ручкина Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.

10 января 2014 года в связи с заключением брака С. сменила фамилию на О..

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ответчик О. является специалистом с высшим медицинским образованием.

Согласно трудовой книжке, О. с 19 мая 2011 года принята на работу в ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ» на должность **.

Приказом главного врача ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ» от 01 июля 2011 года О. принята на 1,0 ставку на должность ** поликлиники на время отсутствия основного работника в связи с декретным отпуском и отпуском по уходу за ребенком.

26 марта 2012 года О. подала заявление на имя министра здравоохранения и социального развития Республики Тыва о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

06 апреля 2012 года между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва и О. заключен договор, предметом которого является предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2012 году на работу в ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ».

Приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 12 мая 2012 года № 515 О. выделена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей.

Согласно Постановлению Правительства Республики Тыва от 14.02.2012 г. № 74 «Об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2011-2012 годах на работу в сельский населенный пункт», ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ» входит в перечень государственных учреждений здравоохранения Республики Тыва, в которые прибыли (прибудут) в 2011-2012 годах медицинские работники в возрасте до 35 лет после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшие на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

При разрешении возникшего спора суд, ссылаясь на положения части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.

Как следует из ст. Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

Согласно статьям 2, 3 Конституционного закона Республики Тыва от 12.12.2011 г. № 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва», городской населенный пункт – это населенный пункт, имеющий сложившуюся производственную и социальную инфраструктуру и большинство жителей которого занято в несельскохозяйственной сфере деятельности; сельский населенный пункт – населенный пункт, жители которого заняты преимущественно в сельском хозяйстве и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции; поселок городского типа – городской населенный пункт, на территории которого имеются промышленные организации, объекты строительства, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее трех тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения; село – сельский населенный пункт с численностью жителей не менее 500 человек; арбан – сельский населенный пункт с численностью населения до 500 человек, административно входящий в состав сельского или городского населенного пункта и не имеющий самостоятельного бюджета; сумон (сельское поселение) – административно-территориальная единица, состоящая из одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, наименование, границы и административный центр которой совпадают с наименованием, границами и административным центром муниципального образования, наделенного статусом сумона.

В соответствии с Законом Республики Тыва от 24.12.2010 г. № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» статус населенного пункта – пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва определен как – городское поселение (пункт 4 статьи 4).

Кроме того, в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления Российской Федерации (в редакции от 20.07.2010) значится городское поселение – пгт. Каа-Хем Кызылского района.

Из материалов дела следует, что медицинское учреждение, в котором ответчик осуществляет свою трудовую деятельность, не относится к категории населенных пунктов, при трудоустройстве на территории которых медицинский работник имеет право на предоставление единовременной компенсационной выплаты, не входит в реестр населенных пунктов, дающих право на получение единовременной компенсационной выплаты в связи с работой в сельском населенном пункте.

Исходя из анализа приведенных правовых норм, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва не относится к сельскому населенному пункту Республики Тыва.

Указание в перечне государственных учреждений здравоохранения Республики Тыва, в которые прибыли (прибудут) в 2011-2012 годах медицинские работники, подпадающие под критерии, которым подлежат единовременная компенсационная выплата, ГБУЗ РТ «Кызылская ЦКБ» не свидетельствует о том, что Постановление Правительства Республики Тыва от 14.02.2012 г. № 74 противоречит Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Также данное указание не свидетельствует о том, что пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва отнесен к сельскому населенному пункту.

Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. № 543н, не предусмотрено нахождение в штате фельдшерско-акушерского пункта врача.

При таких обстоятельствах следует признать необоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика О. о том, что трудовая деятельность ею осуществляется в сельской местности, учреждение фактически обслуживает наряду с пгт. Каа-Хем также и сельские населенные пункты района, поскольку переезд ею был осуществлен не в сельский населенный пункт, а городской.

С учетом вышеизложенного суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, предъявленные в интересах публично-правового образования, поскольку с учетом трудоустройства ответчика в учреждение здравоохранения в городском, а не сельском населенном пункте, ответчик не может быть признана лицом, имеющим право на участие и получение единовременной компенсационной выплаты по федеральной программе. В связи с изложенным доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания спорных денежных средств в связи с их перечислением на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 14 февраля 2012 года, решения комиссии судебная коллегия полагает необоснованными.

Согласно положениям ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

    Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства являются неосновательным обогащением, не подлежащим возврату, поскольку были предоставлены ответчику в качестве средства к существованию при отсутствии недобросовестности с ее стороны (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ), судебная коллегия признает несостоятельными.

    По смыслу части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.

Таким образом, единовременная компенсационная выплата была предоставлена медицинскому работнику не в качестве средства к существованию, а для компенсации затрат, связанных с переездом и обустройством в сельском населенном пункте, что исключает применение пункта 3 статьи 1109 ГК РФ.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 августа 2015 года.

Председательствующий

Судьи

33-1210/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Кызылский межрайонный прокурор Монгуш С.Ш.
Ответчики
Ондар (Сат) Диана Алдын-ооловна
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Ховалыг Шораан Алексеевич
Дело на сайте суда
vs.tva.sudrf.ru
26.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее