Дело № 2-2-83/2019
64RS0008-02-2019-000089-37
Определение
03 апреля 2019 года село Балтай
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,
при секретаре Торгашовой Е.И.,
с участием: представителя истца - помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Лукьянова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Балтайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.И. Овсянникова села Донгуз Балтайского района Саратовской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Столыпино Балтайского муниципального района Саратовской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Балтай Балтайского муниципального района Саратовской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Большие Озерки Балтайского муниципального района Саратовской области, муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Худякова В.И. села Царевщина Балтайского района Саратовской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа села Барнуковка Балтайского муниципального района Саратовской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа Балтайского района Саратовской области о возложении обязанности по организации и обеспечению финансирования проведения специальной оценки условий труда для должностей, предусмотренных штатным расписанием,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ответчикам о возложении обязанности по организации и обеспечению финансирования проведения специальной оценки условий труда для должностей, предусмотренных штатным расписанием.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности образовательных учреждений. В ходе проведенной проверки выявлено, что штатными расписаниями образовательных учреждений предусмотрены рабочие места, специальная оценка условий которых не проведена в нарушение статьи 212 ТК РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Неисполнение требований законодательства влечет невозможность идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также невозможность оценки уровня их воздействия на работника, что влечет нарушение прав работников на обеспечение безопасных условий труда.
В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области Лукьянов А.А. заявленные требования поддержал, полагая, что неисполнение ответчиками обязанности по организации и обеспечению финансирования проведения специальной оценки условий труда, нарушает права неопределенного круга лиц. Представитель истца в судебном заседании дополнительно пояснил, что заявления от лиц, занимающих должности у ответчиков, в прокуратуру района не поступали.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 ТК РФ).
Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 ТК РФ).
Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 ТК РФ).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 3 и статья 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарного предприятия на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Вместе с тем круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, подлежащих специальной оценке условий труда, в защиту которых подано исковое заявление прокурора, известен, индивидуализирован и является определенным, а в материалах дела отсутствуют заявления самих работников, занимающих должности у ответчиков.
Кроме того, положения части 1 статьи 45 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, - такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 статьи 45 ГПК РФ предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах (пункт 35 постановления Европейского Суда по правам человека от 15.01.2009 года по делу «Менчинская против Российской Федерации»).
В соответствии с абзацем 4 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения, в случае если оно подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Все перечисленные обстоятельства, свидетельствуют о необходимости оставления настоящего иска прокурора без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 222-225 ГПК РФ, суд
определил:
исковое заявление прокурора Балтайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по организации и обеспечению финансирования проведения специальной оценки условий труда для должностей, предусмотренных штатным расписанием - оставить без рассмотрения.
Разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения истец вправе обратиться с исковым заявлением в суд в общем порядке.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, Саратовская область, Балтайский район, село Балтай, улица Ленина, дом № 86).
Председательствующий: подпись.
Верно.
Судья А.А. Верейкин
Секретарь Е.И. Торгашова