Дело № 2-925/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 22 марта 2017 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
судьи Реутских П.С.
при секретаре Клюкиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оберемченко Н. Н.ча к Осколкову Д. Э. о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым требованием к Осколкову Д. Э. о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Осколков Д.Э. совершил кражу принадлежащего истцу фотоаппарата <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был осужден по ст. 158 ч.2 п. «в» УК РФ, с него взыскана сумма материального вреда в размере <данные изъяты> рублей. При этом, действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания в связи с тем, что фотоаппарат являлся единственным средством заработка, т.к. истец работал фотографом. В связи с кражей истец потерял возможность работать по специальности, рухнули его планы на жизнь. Он пять лет изучал фотографию в Институте Культуры. Помимо этого, совершение Осколковым Д.Э. преступления негативно сказалось на здоровье истца, т.к. он является инвалидом <данные изъяты> Потеря средства заработка - единственной ценной вещи вызвала колоссальный шок. Более месяца он страдал бессонницей, вследствие <данные изъяты> у него пропал аппетит, он сильно <данные изъяты> Постоянное чувство безысходности привело к частой раздражительности, он стал срываться на близких. Совсем недавно у него <данные изъяты>, болезнь перешла в форму <данные изъяты> На нервной почве вместо сезонных спазмов, <данные изъяты> терзает его с июня. На протяжении нескольких недель после кражи, у него было увеличено <данные изъяты> что сопровождалось сильными <данные изъяты>. На основании изложенного истец просит взыскать с Осколкова Д. Э. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, в том числе материалы уголовного дела № г. по обвинению Осколкова Д. Э., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. По смыслу статьи 151, пункта 2 статьи 1099 ГК РФ перечень оснований для компенсации морального вреда является исчерпывающим. Он определен в действующих нормативно-правовых актах и подлежит взысканию только тогда, когда такая возможность прямо предусмотрена законом. Компенсация морального вреда допускается, когда совершаются действия, посягающие на личные неимущественные права гражданина либо на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В случаях, когда физические или нравственные страдания причинены действиями, нарушающими имущественные права гражданина, моральный вред компенсируется только в случаях, предусмотренных законом. В качестве основания возникновения права на компенсацию морального вреда являются действия, посягающие на нематериальные блага гражданина (жизнь, здоровье, достоинство личности и др.), а также нарушающие его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и др.).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Осколков Д.Э., находясь в комнате <адрес>, реализуя возникший ранее преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, убедившись, что за его действиями никто не наблюдает и не контролирует их, свободным доступом, из корыстных побуждений тайно похитил из кармана рюкзака, стоящего на полу в комнате, имущество Оберемченко Д.Э., а именно: фотоаппарат <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей, объектив <данные изъяты>», стоимостью <данные изъяты> рублей, флеш-карту «Sandisk», стоимостью <данные изъяты> рублей.
Приговором Мотовилихинского районного суда г.Перми 12.08.2016г. Осколков Д.Э. был признан виновным за совершение данного преступления, в пользу Оберемченко Д.Э. была взыскана сумма материального ущерба в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Осколков Д.Э. пояснил, что кража фотоаппарата причинила не только материальный ущерб, но и значительные нравственные страдания, т.к. фотоаппарат использовался с целью получения заработной платы, кража привела к тяжелому материальному положению, повлекла возникновение сильного эмоционального потрясения, причинила вред здоровью истца, усилило развитие хронических заболеваний, чем он обосновывает право на возмещение ему морального вреда за нарушение его личных неимущественных прав.
Как было указано выше, по смыслу ст. 151 ГК РФ, право на компенсацию морального вреда связывается с нарушением личных неимущественных прав гражданина или посягательством на иные принадлежащие ему нематериальные блага, а при нарушениях имущественных прав гражданина такая компенсация возможна только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Поскольку требования истца о возмещении морального вреда основаны на нарушении со стороны ответчика его имущественных прав, законом не предусмотрена по данной категории дел ответственность ответчика по возмещению морального вреда. Также истцом, в нарушение 56 ГПК РФ, не доказана причинно-следственная связь между причинением вреда имуществу и ухудшением состояния здоровья, таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Оберемченко Н. Н.ча к Осколкову Д. Э. о взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: П. С. Реутских