Решение по делу № 12-213/2016 от 01.11.2016

Дело № 12-213/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Пенкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 ноября 2016 года дело по жалобе СНТ «Колос» на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А., в отношении СНТ «Колос» по ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

02.06.2016 года заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А. в отношении юридического лица – СНТ «Колос» вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому СНТ «Колос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, СНТ «Колос» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что, СНТ «Колос» не согласно с данным постановлением в части наложения штрафа в размере 100 000 рублей, поскольку является некоммерческой организацией, существует исключительно на взносы членов товарищества, а большинство его членов являются пенсионерами. Подлежащая взысканию сумма штрафа приведет к банкротству товарищества. СНТ «Колос» раскаивается в случившемся, в настоящий момент отходы вывезены, место временного накопления отходов организовано. После вынесения постановления о назначении административного наказания, СНТ «Колос» в десятидневный срок обратилось в Минприроды по Омской области с жалобой, однако она была возвращена. Затем СНТ «Колос» обратилось в Арбитражный суд Омской области, однако производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду. Просит восстановить срок для обжалования постановления о назначении административного наказания от 02.06.2016г.; снизить размер административного штрафа, назначенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель СНТ «Колос» участия не принимал, уведомлен надлежащим образом, причина неявки не известна. Неявка лица не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и решению его в соответствии с законом.

В судебном заседании представитель Минприроды Омской области Азамаева О.Н., действующая на основании доверенности, не возражала против восстановления процессуального срока для обжалования постановления и изменения оспариваемого постановления в части уменьшения размера административного штрафа. Суду пояснила, что еще в ходе проведения проверки выявленные нарушения были устранены, исходя из специфики деятельности юридического лица – СНТ «Колос», сумма штрафа в 100 000 рублей для чрезмерно высока.

Выслушав пояснения представителя административного органа, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.5, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, частями 1 и 2 статьи 14.43, 8.46, 8.47 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 46-РП от 19.04.2016 г. проведена внеплановая выездная проверка СНТ «Колос» с целью рассмотрения обращения К.Г.Г. о факте размещения твердых бытовых отходов в виде свалок на земельном участке, расположенном в СНТ «Колос».

В результате проведенной проверки на территории СНТ «Колос» установлено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов объемом около 10 куб.м., на площади примерно 100 кв.м., также установлено захламление отходами прилегающей территории и кювета сопредельной автомобильной дорого (Муромцевский тракт), при этом площадки для установки контейнеров по сбору твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора не оборудованы. По результатам проверки был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом управления регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Л.Л.К. в отношении СНТ «Колос» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А., на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении и других материалов дела в отношении СНТ «Колос», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление , которым СНТ «Колос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Рассматривая ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности, о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении СНТ «Колос» по ст. 8.2 КоАП РФ вынесено должностным лицом Минприроды Омской области ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных в дело материалов следует, что СНТ «Колос» в установленный законом срок обратилось в Минприроды Омской области с жалобой на оспариваемое постановление, которая была возвращена. После чего СНТ «Колос» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об уменьшении административного штрафа, назначенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление СНТ «Колос» принято, возбуждено производство по делу № А46-9520/2016. Далее, определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по заявлению СНТ «Колос» к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ прекращено по мотиву неподведомственности арбитражному суду рассмотрения заявления о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, суд полагает причину пропуска установленного законом срока на обжалование постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А. в отношении СНТ «Колос» по ст. 8.2 КоАП РФ, уважительной, в связи с чем ходатайство СНТ «Колос» о восстановлении срока обжалования постановления подлежит удовлетворению.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь соблюдением требований природоохранного, экологического законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации гредприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных сбращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в сбласти охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5.11. свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2010 года № 849, на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и другие) на территории общего пользования СНТ должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь "твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 метров и не более 500 метров от границ участков.

01 октября 2013 года Омский областной союз садоводческих и дачных некоммерческих объединений направил всем садоводческим некоммерческим товариществам, находящимся на территории Омской области, информацию о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В данной информации имеется ссылка на статью 10 Федерального закона № 89-ФЗ, свод правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд приходит к выводу, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения верно квалифицированы административным органом по ст. 8.2 КоАП РФ.

Обсуждая вопрос о назначенном административным органом административном наказании, суд приходит к следующему.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, принимая во внимание что СНТ «Колос» является некоммерческой организацией, существует только на взносы членов товарищества, а также то, что выявленные нарушения на сегодняшний момент уже устранены, суд полагает возможным снизить размер административного наказания в виде административного штрафа, назначенного СНТ «Колос», до 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить процессуальный срок обжалования постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А., о привлечении СНТ «Колос» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области А.С.А., о привлечении СНТ «Колос» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, изменить, снизить размер назначенного СНТ «Колос» административного наказания с административного штрафа в сумме 100 000 рублей до административного штрафа в сумме 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня вручения.

Судья                                     Н.Н. Беспятова

12-213/2016

Категория:
Административные
Другие
СНТ "Колос"
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Беспятова Наталья Николаевна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
01.11.2016Материалы переданы в производство судье
21.11.2016Судебное заседание
25.11.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2016Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.12.2016Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее