Решение по делу № 2а-1403/2017 от 20.06.2017

                                     Дело № 2а-1403/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 года                  г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                 Ананьевой Е.А.,

при секретаре                                 Кудачиной Т.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, мотивируя требования тем, что судебным приставом-исполнителем И.Ю. возбуждено исполнительное производство об обязании Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить А.М. жилое помещение специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого. В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.12.2016 г. принято решение о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Исполнение Министерством регионального развития Республики Алтай обязательств по приобретению жилых помещений и обязательства, связанные с исполнением решения суда, обстоятельства, связанные с приобретением жилого помещения для А.М., в порядке исполнения решения суда и в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом не были приняты во внимание судебным приставом-исполнителем., Таким образом, нельзя признать правильным вывод судебного пристава-исполнителя об отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, в связи с чем просил освободить от взыскания исполнительского сбора.

Представитель административного истца Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай действующая на основании доверенности О.Д. просила требования удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик УФССП по РА в суд представителя не направил, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 16 КАС РФ требования решения обязательны для всех и подлежат исполнению.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что решением Улаганского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить А.М. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.

21 октября 2016 г. на основании исполнительного листа ФС от 07.10.2016г., выданного Улаганским районным судом Республики Алтай, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай И.Ю. возбуждено исполнительное производство Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В связи с тем, что в 5-дневный срок с момента получения должником копии постановления, решение суда исполнено не было,

27 декабря 2016 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по РА было вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере 50 000 руб.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П указано, что исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.Должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 ГК РФ).

В Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2201-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Л. на нарушение его конституционных прав частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

По смыслу приведенных законодательных положений и разъяснений Конституционного Суда РФ освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда предусмотрена Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 августа 2013 года № 212 (далее - Порядок).

Согласно п.3 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство регионального развития Республики Алтай информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Министерство регионального развития Республики Алтай на основании информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период (п. 4 Порядка).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что мероприятия по приобретению и (или) строительству многоквартирных домов и (или) жилых домов осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на основании технического задания на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот (далее - техническое задание), утвержденного Министерством труда и социального развития Республики Алтай, оформленного в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в указанный список.

Согласно приказа № П/386 от 06.10.2016г. о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, директору БУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» необходимо заключить договор найма специализированного жилищного фонда с лицами из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с приложением к настоящему приказу. В Приложении под порядковым номером 2 указана А.М.

Согласно заявления от 17.01.2017г. А.М. от предоставленного жилого помещения в <адрес>, в связи с тем, что проживает на территории г. Горно-Алтайска и просит предоставить ей жилое помещение в г. Горно-Алтайске, так как планирует после окончания учебы устроиться на работу в г. Горно-Алтайске.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом после возбуждения исполнительного производства предприняты меры для исполнения решения суда в пределах представленных полномочий, в связи с чем суд считает доказанным со стороны должника, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

При таких обстоятельствах суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Освободить Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай И.Ю. от 27.12.2016 года .

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Алтай с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2017 года.

Судья Е.А. Ананьева

2а-1403/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
20.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2017[Адм.] Судебное заседание
21.07.2017[Адм.] Судебное заседание
26.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее