Решение по делу № 3а-31/2017 (3а-425/2016;) от 13.10.2016

Дело № 3а-31/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    «02» февраля 2017 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В., -

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Аллегро» к правительству Воронежской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

13 октября 2016 года представитель ООО «Аллегро» по доверенности * обратилась в Воронежский областной суд, указывая, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью 70 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения открытого мини-рынка, расположенного по адресу: Воронежская обл., Каширский район, *.

Кадастровая стоимость земельного участка, определённая по состоянию на 18 января 2016 года, составляет * руб..

Ссылаясь на то, что административный истец как собственник земельного участка будет обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, просит установить в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб., установленной в отчете № * от 26 мая 2016 г. оценщика ООО «Ассоциация независимой оценки» по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости – 18 января 2016 года.

Судом к участию в деле привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в качестве административного соответчика; в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков администрация села Каширское Каширского муниципального района Воронежской области.

В порядке подготовки к судебному разбирательству по делу была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.

Представитель административного истца Стародубцева Н.Л. просила рассмотреть дело в их отсутствие. Представила заявление об уточнении заявленных требований, в котором просила установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной в заключении судебного эксперта.

В представленных ранее письменных пояснениях на заявленные требования филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской против удовлетворения административного иска по существу не возражал. Настоящее судебное заседание просит провести в отсутствие его представителя.

От иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью 70 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения открытого мини-рынка, расположенного по адресу: Воронежская обл., Каширский район, *. Изложенное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.10.2016 № * и копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.09.2015.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере * руб. по состоянию на 18 января 2016, - дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика земельного налога в силу пунктов 1, 5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и используется для определения налоговой базы.

В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

25 августа 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 22 сентября 2016 года № *вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

На территории Воронежской области органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с пунктом 2.2.6 Положения об этом органе, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», он является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.

Оценивая возможность удовлетворения административного иска, суд принимает во внимание положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам отклонения его Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Согласно поступившему в суд 13 января 2017 года заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России Исаевой В.В. № * от 09 января 2017 года по состоянию на 18 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка составляет * рублей.

Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.

С учетом изложенного уд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего оспариваемую кадастровую стоимость, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем, учитывая, что кадастровая стоимость названного земельного участка определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в соответствии с правилами ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления в части требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, которое, по мнению суда, в данном случае является ненадлежащим административным ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд

р е ш и л:

административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Аллегро» к правительству Воронежской области, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - удовлетворить.

Установить на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 70 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения открытого мини-рынка, расположенного по адресу: Воронежская обл., Каширский район, *, по состоянию на 18 января 2016 года в размере *рублей.

Датой подачи заявления считать 25 августа 2016 года.

Отказать административному истцу в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: (подпись) В.Е. Ракова

3а-31/2017 (3а-425/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Аллегро"
Ответчики
Правительство Воронежской области
Управление Росреестра по Воронежской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Другие
Администрация села Каширское Каширского муниципального района Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
13.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
14.10.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2016[Адм.] Производство по делу приостановлено
13.01.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
13.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2017[Адм.] Судебное заседание
02.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее