Дело № 2-8800/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа ДД.ММ.ГГГГ
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора на осуществление компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; о возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; о возложении обязанности выплатить единовременную компенсационную выплату, предусмотренную ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 326-Федерального закона; о взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора на осуществление компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; о возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; о возложении обязанности выплатить единовременную компенсационную выплату, предусмотренную ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 326-Федерального закона; о взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ заключен трудовой договор № 133, ФИО1 принята на должность врача-стоматолога, местом работы является ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ. Фактическим местом проживания истицы до поступления на работу в ГЬУЗ РБ Караидельская ЦРБ, является г. Уфа, где она обучалась, а затем работала врачом, в последующем она переехала на постоянное место жительство в <адрес> района. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с заявлением о заключении с договора о выплате единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Приказом от
ДД.ММ.ГГГГ № 3351-Д «Об утверждении решения комиссии» ФИО1 отказано в заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты. Основанием для отказа послужила, согласно ответа-уведомления, которое датировано
ДД.ММ.ГГГГ, оценка совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявлений, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте. ФИО1 представлены в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан достоверные сведения, она соответствует всем критериям, но нет потребности в ее специальности, однако не принято во внимание, что обязанность Министерства здравоохранения Республики Башкортостан заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты с истицей прямо следует из юридического факта заключения трудового договора с ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: привлечь по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, извещён. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ заключен трудовой договор № 133, ФИО1 принята на должность врача-стоматолога, местом работы является ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с заявлением о заключении с договора о выплате единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 3351-Д «Об утверждении решения комиссии» ФИО1 отказано в заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения истицы в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан – ДД.ММ.ГГГГ и в суд – ДД.ММ.ГГГГ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 256 ГПК Российской Федерации установлен срок обращения с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) - 3 месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствие с положениями п. 22 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия). Принимая во внимание положения ст. 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, в целях укомплектования учреждении здравоохранения Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, разработан Порядок в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и определяет процедуру заключения Министерством здравоохранения Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее соответственно - медицинский работник, договор).
Согласно п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, для заключения договора медицинский работник представляет в Министерство следующие документы: а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) копию документа, удостоверяющего личность; в) копии документов о высшем профессиональном образовании и об обязательном последипломном образовании, заверенные работодателем; г) заверенную работодателем копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан, предусматривающего обязанности медицинского работника отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников; д) копию трудовой книжки, заверенную работодателем; е) реквизиты лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации. При подаче заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для сверки документа, удостоверяющего личность, медицинским работником представляется оригинал.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, Министерство в течение 10 дней со дня получения заявления рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Согласно п. 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, Решение оформляется приказом Министерства.
Согласно п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, основаниями для отказа в заключении договора являются: а) выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, требованиям пункта 1 настоящего Порядка.
Согласно п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, Министерство в трехдневный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается причина отказа.
Таким образом, ФИО1 о нарушении ее права должно было стать известно по истечении 10 дней с момента обращения с заявлением о заключении договора на предоставление единовременной выплаты, однако в период до ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи иска в суд согласно оттиску штампа почтового отделения), то есть на протяжении более 9 месяцев, не получая отказ в выплате, но и не имея договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты и не получая денежные средства в порядке ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", за защитой нарушенного права истица не обращалась.
Обязанность по доказыванию обстоятельств о соблюдении срока обращения в суд лежит на ФИО1
ФИО1 поясняла в суде, что до апреля 2015 года она не обращалась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с письменным запросом о предоставлении ответа на ее обращение от
ДД.ММ.ГГГГ о заключении с договора о выплате единовременной компенсационной выплаты, однако неоднократно устно в телефонных разговорах ей сообщалось, что пока ее вопрос не разрешен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением на имя министра Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с просьбой оказать содействие в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, указанное письмо полечено почтовой досылкой ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ею получено уведомления, которое датировано ДД.ММ.ГГГГ, о содержании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 3351-Д «Об утверждении решения комиссии», которым отказано в заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты.
Давая оценку причинам пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, суд приходит к выводу о том, что на обстоятельства уважительности пропуска срока обжалования заявитель не ссылался.
Кроме того, судом учтено следующее.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N 1798-О, отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Из письма Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ утвержден приказ № 3351-Д, которым принято решение об отказе в заключении с
ФИО1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистами заявлений, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 3062-Д, видно, что в повестку дня включено рассмотрение документов, представленных медицинскими специалистами на их соответствие положениям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", всего рекомендовано к заключению договоров 50 человек (приложение № к протоколу), а также принято решение об отказе в заключении договоров на предоставлении компенсационной выплаты медицинским сотрудникам в количестве 100 человек, в том числе – ФИО1 (п. 14) в качестве причины отказа указано: «в соответствии с потребностью медицинских организаций Республики Башкортостан, представленной их руководителями и с учетом дефицита наиболее востребованных специальностей».
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде единовременных компенсационных выплат, с заявлением о предоставлении таковой, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие соответствие ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой выплата может быть предоставлена таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное или первоочередное предоставление выплат кого-либо из категорий граждан, указанных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" данный Закон не предусматривает.
Поэтому учет оценки очередности подачи специалистами заявлений, отсутствие у специалиста ФИО4 дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте правомерно оценены в решении комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденном приказом от
ДД.ММ.ГГГГ № 3062-Д.
Кроме того, судом принято во внимание, что ФИО1 с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-интерна по специальности стоматология общей практики МУ Стоматологическая поликлиника № ГО г. Уфа РБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала по должности врача-стоматолога ООО «Медицинский концерн», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала по должности врача-стоматолога ООО «Витадент-Орто»; с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала по должности врача-стоматолога общей практики ООО «Солодент», ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность врача-стоматолога ГБУЗ РБ Караидельская ЦРБ.
При этом не оспаривалось, что ФИО1 является уроженкой <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию в Ленинском районе г. Уфы, по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в Чишминском районе Республики Башкортостан по адресу: <адрес>58; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу места жительства ее родителей: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена в Караидельском районе. Учитывая, что целью выплаты является компенсация неудобств, связанных с обустройством нового места жительства в сельской местности, предполагает смену постоянного места жительства, то возвращение истца в сельскую местность в Караидельский район не может являться основанием для выплаты компенсации по ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
При таком положении, в удовлетворении иска о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора на осуществление компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; о возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; о возложении обязанности выплатить единовременную компенсационную выплату, предусмотренную ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-Федерального закона, в размере 1 000 000 руб.; о взыскании судебных расходов, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 12.1 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 326-░░ "░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░"; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 12.1 ░░. 51 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 326-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 000 000 ░░░.; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░