Дело № 2-6086/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2018 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.
при секретаре судебного заседания Сулимовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Апашеевой Н.Л., Апашеева А.С., Филипповой А.Г. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Филипповой А.А., Филиппова А.В., Жамсуевой А.Г. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, об установлении факта постоянного проживания, признании членами семьи, включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, признании права на получение жилищного сертификата
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с иском, просили об установлении факта постоянного проживания Апашевых Н.Л. и А.С. в жилом помещении по <адрес>; признать членами семьи Апашевых- Филиппову А.Г., Филиппова А.В., Жамсуеву А.Г., Филиппову А.А.; включить Апашевых Н.Л. и А.С. в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, обязать выплатить единовременную материальную и финансовую помощь истцам Апашеевым; признать право всех истцов на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истцы Апашеевы Н.Л., А.С. и Филиппова А.Г., и их представитель требования иска поддержали.
Представители Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края, Министерства финансов РФ, УМВД России по Забайкальскому краю представили отзывы, в требованиях просили отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. представила отзыв на иск, в судебном заседании в требованиях просила отказать.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом ДД.ММ.ГГГГ введен в действие п.2.1 Постановления Правительства РФ, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. (п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 627)
Таким образом юридически значимым обстоятельством по делу является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Согласно главе 2 письма от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-87-24-7 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи истец Апашеева Н.Л. с 2015 г. является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>.
В данном доме зарегистрированы истцы Филиповы и Жамсуева А.Г.
Истцы Апашеевы Н.Л. и А.С. имеют регистрацию по адресу: <адрес>.
Техническим паспортом подтверждается, что жилой по адресу: <адрес> разделен на две половины с двумя отдельными входами. Площадь <адрес> кв.м.
Материалами дела подтверждается факт частичной утраты в результате паводка имущества первой необходимости по указанному выше адресу: 1 холодильника, 2 газовых печей, 2 шкафов для посуды, 2 стола, 10 стульев, 3 кроватей, 2 телевизоров.
В результате указанных событий, истцы Филипповы и Жамсуева А.Г. получили единовременную материальную помощь по <данные изъяты> руб. и финансовую помощь в размере по 50 000 руб.
Истцам Апашеевым было отказало во включении в списки, мотивировав отказ отсутствием регистрации по адресу: <адрес>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлен акт обследовании помещения, выдано заключение о непригодности дома для дальнейшего проживания.
В список для получения государственного жилищного сертификата Апашеевы не были включены в связи с наличием регистрации по другому адресу. Истцам Филипповым было отказано во включении в список для получения сертификата в связи с тем, что они не являются членами семьи собственника дома.
Как утверждают истцы все они являются родственниками и проживают одной семьей по адресу: <адрес>. Апашеев А.С. является супругом Апашеевой Н.Л.. Филиппова А.Г. является племянницей. Супруг племянницы Филиппов А.В.. Дочь Филипповой А.Г. - Жамсуева А.Г.. Дочь Филипповых - Филиппова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из анализа представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что у истцов Апашеевых имеется иное место жительства, в котором они зарегистрированы и постоянно проживают. Данный вывод судом сделан из анализа акта утраченного имущества, в котором указано, что в доме имелось лишь три кровати, 1 холодильник, из чего следует, что в доме постоянно проживала лишь семья Филипповых с детьми.
Допрошенные в суде свидетели пояснили лишь общие сведения о семье истцов, указали, что истцы вместе выращивают огород, а также указали, что в доме имеется два входа- выхода, в доме истцов свидетели не бывали, о том, как проживают истцы свидетелям не известно.
Из анализа действующего законодательства, следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году за утраченное имущество первой необходимости является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.
Из указанного следует, что администрацией городского округа «Город Чита» обоснованно отказано истцам Апашеевым во включении в список нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, поскольку они зарегистрированы и проживают в ином жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований в части требований об установлении факта постоянного проживания Апашевых Н.Л. и А.С. в жилом помещении по <адрес>; включения Апашевых Н.Л. и А.С. в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, не имеется.
В связи с не подтверждением факта постоянного проживания в жилом помещении по <адрес> истцов Апашеевых, утверждение истцов Апашеевых о ведении общего хозяйства и утверждение о том, что они являются членами одной семьи с семьей Филипповых является надуманным.
В части требований иска о признании право всех истцов на получение государственного жилищного сертификата суд руководствуется следующим.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло ДД.ММ.ГГГГ постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»
Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее -постановление №) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 постановления № к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
На дату введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Забайкальского края области в июле 2018 года, в доме по адресу: <адрес> проживали и были постоянно зарегистрированы Филиппова А.Г., ее супруг Филиппов А.В., их дети Жамсуева А.Г. и Филиппова А.А. Данный факт признан органами местного самоуправления, в связи с чем членам семьи Филипповых выплачена единовременная и финансовая помощь.
Как выше уже установлено судом истцы Апашеевы в доме постоянно не проживали, имели регистрацию по иному месту жительства.
При разрешении спора судом принимаются во внимание Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ В данном обзоре признана правильной практика судов, исходивших из того, что право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия. Перечисленные обстоятельства в названном обзоре указаны как юридически значимые для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку совокупности вышеприведенных условий для установления права на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения не установлено, то основания для удовлетворения требований истцов о признании за ними права на получение жилищного сертификата отсутствует.
руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Апашеевой Н.Л., Апашеева А.С., Филипповой А.Г. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Филипповой А.А., Филиппова А.В., Жамсуевой А.Г. к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, об установлении факта постоянного проживания, признании членами семьи, включении в список на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, признании права на получение жилищного сертификата, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме принято 5 декабря 2017 г.
Судья Аксёнова Е.С.