АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2012 года г.Вологда Дело № А13-3617/2012
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Мамоновой А.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сашиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича,
при участии от заявителя – Поповой А.А. по доверенности от 06.12.2011,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее – Управление, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 07.03.2012 №41 и приложенных к нему материалов.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Предприниматель в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителя административного органа, суд считает заявленные требования о привлечении предпринимателя Смирнова А.И. к административной ответственности подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, старшим государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок УГАДН Перегуда Э.В. на основании приказа от 03.02.2012 №48 в связи с поступившими сведениями УГИБДД УВД по Вологодской области за январь 2012 года о совершенных ДТП по вине водителей автобусов, в период с 08.02.2012 по 07.03.2012 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения предпринимателем Смирновым А.И. лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. По результатам проверки административным органом оформлен акт от 07.03.2012 № 19 и составлен протокол об административном правонарушении от 07.03.2012 № 41, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В акте и протоколе установлено, что предприниматель Смирнов А.И. осуществляет перевозки пассажиров транспортными средствами вместимостью свыше 8 человек с нарушением условий лицензии, а именно:
не ведется учет режима труда и отдыха водителей, установленный законодательством Российской Федерации, в табеле учета рабочего времени от 31.01.2012 № 1 не указана должность (специальность, профессия) работника предпринимателя, не указана продолжительность рабочего времени за учетный период (количество отработанных дней, часов за месяц), отсутствует подпись ответственного лица; в табеле учета рабочего времени от 29.02.2012 № 2 не указана должность (специальность, профессия) работника предпринимателя, не указана продолжительность рабочего времени за учетный период (количество отработанных дней, часов за месяц); отсутствует учет продолжительности рабочего времени водителей за учетный период, отсутствует контроль со стороны предпринимателя за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей;
графики работы водителей за январь, февраль 2012 года составлены с нарушениями, в графиках не указано время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха водителей;
в путевых листах от 05.02.2012 № 314, № 315, от 06.02.2012 № 325, от 07.02.2012 № 334, № 336, от 09.02.2012 № 359, от 10.02.2012 № 373 отсутствуют показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
не обеспечено проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Графики работ по техническому обслуживанию составлены без учета нормативных пробегов автобусов, что подтверждается отсутствием в путевых листах от 05.02.2012 № 314, № 315, от 06.02.2012 № 325, от 07.02.2012 № 334, № 336, от 09.02.2012 № 359, от 10.02.2012 № 373 и других показаний одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж(депо) и отсутствием иного учета пробегов автобусов.
Административный орган при проверке пришел к выводу о нарушении предпринимателем Смирновым А.И. статьи 18, части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, части 2, пункта 4 раздела IПоложения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пунктов 2.5.2, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, подпункта 3 пункта 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152,
В связи с чем, обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя Смирнова А.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4. КоАП РФ).
В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, УГАДН по Вологодской области предпринимателю Смирнову А.И. выдана лицензия регистрационный номер АСС-35-020334 от 17.07.2009 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (действовавшего до 16.04.2012), определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, в числе которых соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280, вступившим в законную силу с 17.04.2012, утверждено новое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), пунктом 4 которого к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров также отнесены наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «г»); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).
В силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно части 1 статьи 20Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статьей 18 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84 (пункт 2.5.2); обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке (пункт 2.6.2).
Пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В приложении 4 к Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденному Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, регламентирована периодичность технического обслуживания подвижного состава в зависимости от пробега транспортного средства.
Согласно подпункту 3 пункта 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 (далее – Обязательные реквизиты), сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В разделе II (пункты 6-23) названного Положения регламентированы нормы рабочего времени, требования к учету и соблюдению продолжительности рабочего времени, в частности, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
Несоблюдение изложенных положений законодательства свидетельствует о нарушении лицензиатом подпунктов «а», «б», «в» пункта 4 Положения, что предусмотрено и подпунктами «г», «з» Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280.
Материалами дела: протоколом от 07.03.2012 № 41 , актом от 07.03.2012 № 19, и приложенными материалами подтверждается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП. Факты правонарушения предприниматель Смирнов А.И. признал.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.07.2011 по делу №А13-5604/2011, вступившим в законную силу 09.08.2011, предприниматель Смирнов А.И. за однородные аналогичные нарушения привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3100 руб.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, является обстоятельством, отягчающим ответственность.
В силу статьи 4.2 КоАП суд признает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, признание предпринимателем своей вины в совершении правонарушения.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в сумме трех тысяч пятисот рублей.
Руководствуясь статьями 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
привлечь предпринимателя Смирнова Анатолия Ивановича (03.04.1952 года рождения, место рождения: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Сузорово; место жительства: Вологодская область, город Череповец, улица Набережная, дом 59, квартира 8; запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена 13.05.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу, основной государственный регистрационный номер 304352813400178; ИНН 352800263740) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3500 руб.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате административного штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН 3525020041 КПП 352501001 УФК по Вологодской области (Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской области г.Вологды БИК 041909001 ОКАТО 19430000000 р/счет 40101810700000010002 КБК 106 116 900 4004 6000 140.
Судья А.Е.Мамонова