Решение по делу № 2-1803/2015 от 23.01.2015

Дело № 2-1803/2015                                                             19 февраля 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи     Игумновой Е.Ю.,

при секретаре                                 Романовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Д. С., действующего за своих <данные изъяты> Федотова Л. Д. и Федотову Е. Д., к                   <ЮР.Л.1> о признании права собственности в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Федотов Д.С., действуя в интересах своих <данные изъяты> Федотова Л.Д. и Федотову Е.Д., обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к <ЮР.Л.1> о признании права собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, по ? доли за каждым.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что               <ЮР.Л.2> на основании решения от 31 мая 2011 года и договора социального найма жилого помещения от 07 июня 2011 года предоставило Федотову Д.С., его <данные изъяты> Федотовой Н.П. и <данные изъяты> Федотову Л.Д. жилое помещение, а именно квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В данной квартире истцы проживают и зарегистрированы. Вместе с тем истцы не могут реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку в настоящее время вопрос передачи квартир в собственность не урегулирован, таким образом, свое право на приватизацию истцы реализовать не могут по не зависящим от них причинам.

Федотов Д.С., действующий в защиту интересов своих <данные изъяты>, и представитель Федотова Д.С. на судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Третье лицо Федотова Н.П. в суд явилась, исковые требования поддержала.

Ответчик <ЮР.Л.1> и третьи лица <ЮР.Л.2>, КУГИ Санкт-Петербурга и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании решения                            <ЮР.Л.2> от от 31 мая 2011 года и договора социального найма жилого помещения от 07 июня 2011 года Федотову Д.С., его <данные изъяты> Федотовой Н.П. и <данные изъяты>         Федотову Л.Д. предоставлена квартира в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м (л.д. <данные изъяты>).

Согласно выписке из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира по указанному адресу имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м и находится в собственности Российской Федерации, в отношении квартиры зарегистрировано право оперативного управления <ЮР.Л.1> (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии со справкой формы 9 истцы Федотов Л.Д. и               Федотова Е.Д. зарегистрированы в указанной квартире, соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, также в квартире зарегистрированы Федотов Д.С. и Федотова Н.П. (л.д. 8).

Истец в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращался к ответчику с просьбой передать квартиру в собственность, в ответ на данное обращение истцу рекомендовано обратиться в суд, поскольку вопрос о передаче квартир в собственность от Министерства обороны Российской Федерации не урегулирован (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (подп. 1 п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. «а» п. 3 данного Указа).

Кроме того, Министерство обороны РФ на основании п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ и федерального закона о бюджете, издаваемого на соответствующий период, как правило, на финансовый год, включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, которому на основании п. 2 части 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ дано право использования выделенных из федерального бюджета денежных средств в соответствии с установленными этой нормой разделами и подразделами, в частности разделом «Национальная оборона».

При этом Министерство обороны РФ осуществляет вышеуказанные полномочия на основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и Указа Президента РФ от 07 июня 2011 года            № 716), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В частности, согласно п. 7 Положения Минобороны России осуществляет следующие полномочия: - осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; (пункт 68); - проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69); - осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (пункт 71).

Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».

Так, п. 2 указанного постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним; о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Кроме того, пункт 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. При этом в силу ст. 11 указанного Федерального закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий или учреждений.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (п. 1                 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 18 февраля 1998 г. № 219, Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 июля 2002 г. № 184.

Министерство обороны РФ в силу предоставленных ему полномочий и возложенных обязанностей должно было закрепить право оперативного управления на указанную квартиру за одной из подведомственных ему организаций, специализирующихся в сфере управления имуществом или жилищного обеспечения, как и представить соответствующие сведения в Росреестр федерального имущества.

Принимая решение об удовлетворении требований истца о признании за его детьми права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, суд считает необходимым указать следующее.

По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.

Согласно имеющимся в деле документам Федотов Д.С. имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.

Как видно из договора социального найма от 07 июня 2011 года, квартира по адресу: <адрес>, передана истцу в бессрочное владение и пользование в целях проживания в ней (л.д. <данные изъяты>).

При этом суд считает, что предоставление истцу указанной квартиры по договору социального найма произведено правомочным органом                <ЮР.Л.2>, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации в лице начальника <ЮР.Л.2> О. (л.д. <данные изъяты>).

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П от 15 июня 2006 года, в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Таким законом, в частности, является Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии со ст. 2 которого граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Кроме того, при заключении договора социального найма истец Федотов Д.С. заполнял соответствующую форму и давал подписку (форма, размещенная на официальном сайте <ЮР.Л.2>), в которой указывал об отсутствии каких-либо препятствий для получения жилого помещения от государства. В связи с этим компетентные службы Министерства обороны РФ, осуществляющие жилищное обеспечение, проводили проверку указанных сведений и не обнаружили препятствий для получения жилья истцом. В противном случае договор социального найма не был бы заключен, а заключенный договор подлежал бы расторжению.

Судом также установлено, что размер предоставленного истцу жилого помещения соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В материалы дела представлены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что у истца Федотова Л.Д., <данные изъяты> года рождения, с даты рождения и по состоянию на дату выдачи справки (15 января 2015 года) отсутствуют зарегистрированные права по объекты недвижимого имущества, основанием для возникновения которых является договор передачи в собственность граждан (приватизации).

Несовершеннолетняя Федотова Е.Д., <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована по спорному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. также не участвовала в приватизации.

Федотов Д.С. и Федотова Н.П. от участия в приватизации квартиры отказались, о чем в материалах дела имеются нотариально удостоверенные заявления (л.д. <данные изъяты>).

С учетом изложенного и на основании требований части 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья суд считает установленным.

Кроме того, ответчик и третьи лица доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для осуществления истцом своего права на приватизацию спорной квартиры в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили, хотя с учетом их компетенции, указанными сведениями они могут обладать.

На основании изложенного суд считает установленным отсутствие у истцов предусмотренных законом препятствий для участия в приватизации жилья, следовательно, у истцов имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Федеральным законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако отсутствие в настоящее время процедуры передачи квартир в собственность от Министерства обороны РФ препятствует реализации истцами указанного права. При таких обстоятельствах данное препятствие может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцами права собственности на занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение. Указанный способ защиты права соответствует требованиям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                          р е ш и л:

иск Федотова Д. С., действующего за своих <данные изъяты> Федотова Л. Д. и Федотову Е. Д., к <ЮР.Л.1> о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Федотовым Л. Д., <данные изъяты> года рождения, уроженцем <данные изъяты>, <данные изъяты> пола, гражданином <данные изъяты>, свидетельство о рождении , выданное <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным по адресу: <адрес>, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на <данные изъяты> этаже в доме <адрес>.

Признать за Федотовой Е. ДмитриЕ., <данные изъяты> года рождения, уроженкой <данные изъяты>, <данные изъяты> пола, гражданкой <данные изъяты>, свидетельство о рождении , выданное <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> квартиру , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на <данные изъяты> этаже в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение суда в окончательной форме принято 19 февраля 2015 года.

2-1803/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФЕДОТОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Ответчики
ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ
Другие
КУГИ Санкт-Петербурга
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Герасимук Вадим Владимирович
Федотова Наталья Павловна
ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
nvs.spb.sudrf.ru
23.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2015Передача материалов судье
27.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2015Подготовка дела (собеседование)
10.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2015Дело оформлено
03.03.2017Дело передано в архив
19.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее