Дело № 2–881/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Можериной Н.Г.
при секретаре Сартаковой Д.Ю.
с участием
представителя истца Рубана А.В.
представителя ответчика Пермяковой Т.В.
представителя ответчиков Вашурова В.А.
08 апреля 2015 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» г. Юрги», Управлению образованием Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий по устранению нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму,
у с т а н о в и л:
Юргинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних воспитанников обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» (далее МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка»), Управлению Образованием Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий по устранению нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму.
Исковые требования обоснованны тем, что МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка», расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул.Волгоградская, 11 осуществляет лицензированную образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Образовательная организация, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотр и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится, в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» не оснащено системой видеонаблюдения. Обязанность по оснащению образовательных учреждений вышеуказанными средствами охраны установлена положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также положениями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ), СНиП 31-06-2009.
С учетом изложенного, просил суд обязать МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» и Управление образованием Администрации г. Юрги в срок до 01 сентября 2015 года оборудовать помещение образовательного учреждения по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Волгоградская, 11 системой видеонаблюдения.
В судебном заседании представитель истца – помощник Юргинского межрайонного прокурора Рубан А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска, просил установить срок до 1.09.2015 года.
Представитель ответчика – директор МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» Пермякова Т.В. исковые требования признала, не оспаривала, что в здании детского сада отсутствуют системы видеонаблюдения. Пояснила, что учреждение является бюджетным и финансируется Администрацией г. Юрги. Сегодня ею заключен договор подряда на выполнение работ, и она планирует к в ближайшее время их завершить. Поэтому срока до 1.09.2015 года будет достаточно.
Представитель ответчика – специалист Управления образованием Администрации г. Юрги Вашуров В.А. иск признал. Управлением образования утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности и правопорядка на территории Юргинского городского округа» на 2015-2017 годы, которая предусматривает расходы, в том числе на оборудование дошкольных учреждений системой видеонаблюдения. Сегодня учреждение уже предпринимает меры по выполнению работ по установлению системы видеонаблюдения.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» является образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим образовательные программы и обеспечивающим содержание и воспитание воспитанников. Данное учреждение имеет лицензию на право ведения деятельности в сфере дошкольного образования.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 5 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
При разрешении спора судом установлено и ответчиками не оспаривалось, что в МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» отсутствует система видеонаблюдения.
Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит выводу о правомерности заявленных требований.
Отсутствие системы внешнего наблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, сотрудников.
В связи с этим, деятельность МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имущества.
Исполнение требований указанных выше нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка».
Принимая во внимание вышеизложенное, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков по оборудованию здания МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка», расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Волгоградская, д. 11 системой видеонаблюдения.
Поскольку финансирование МБДОУ «ДСКВ № 23 «Сказка» г. Юрги происходит за счет средств городского бюджета, а в соответствии с Уставом учреждения финансирование производится через Управление образованием Администрации г. Юрги, суд также находит подлежащим удовлетворению требования истца в части возложения на Управление образованием Администрации г. Юрги обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения.
В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая доводы обеих сторон, отсутствие на сегодняшний день финансирования на указанные цели, срок исполнения договора, заключенного ответчиком на выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, суд полагает установить срок для исполнения до 01 сентября 2015 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Юргинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» г. Юрги» оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Волгоградская, 11, системой видеонаблюдения.
Обязать Управление образованием Администрации г. Юрги обеспечить финансирование оборудования здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» г. Юрги», расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Волгоградская, 11, системой видеонаблюдения.
Установить срок исполнения решения до 01 сентября 2015 года.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» г. Юрги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме принято 16.04.2015