Лучина Н.Б. дело №33-2135/2015 А-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Тихоновой Ю.Б., Мирончика И.С.
с участием прокурора Ковязина М.Д.
при секретаре Самсоновой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Петрухиной ФИО12 к администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма
по апелляционной жалобе администрации г.Ачинска
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2014 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края предоставить Петрухиной ФИО13, с учетом ее несовершеннолетней дочери Петрухиной ФИО14 во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, с учетом права Петрухиной ФИО15 на дополнительную жилую площадь, находящееся в черте города Ачинска, соответствующее норме предоставления, действующей на момент предоставления жилья, а также отвечающее санитарным и техническим требованиям.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка - инвалида Петрухиной ФИО16 <дата> года рождения, обратился в суд с иском к администрации г. Ачинска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя Петрухина А.В. является ребенком-инвалидом, по состоянию здоровья невозможно совместное проживание граждан и Петрухиной А.В. в одной квартире. На основании заключения врачебной комиссии от 28 октября 2014 года по состоянию здоровья Петрухина А.В. имеет также право на дополнительную жилую площадь. Распоряжением главы г. Ачинска от 29 апреля 2009 года Петрухина О.Ю. и ее дочь Петрухина А.В. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в 2012 году включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения. Порядковый номер Петрухиной О.Ю. во внеочередном списке 124, в очереди в едином списке-911. Поскольку ответчиком до настоящего времени жилье ребенку-инвалиду не предоставлено, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ачинска просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма Петрухиной О.Ю. и Петрухиной А.В. не представляется возможным.
Прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, мотивированные необоснованностью доводов жалобы.
В суд апелляционной инстанции Петрухина О.Ю., представители администрации г. Ачинска и Министерства финансов Красноярского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора Ковязина М.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что администрация города Ачинска обязана предоставить Петрухиной О.Ю. и члену ее семьи Петрухиной А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилых помещений с учетом права Петрухиной А.В., как ребенка-инвалида, на дополнительную жилую площадь.
Этот вывод судом мотивирован и соответствует требованиям закона. Оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008г. №160-ФЗ, действовавшей на момент принятия судом решения) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предписания данной нормы Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ во взаимосвязи с положением пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном названным Постановлением.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ).
Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10 июня 2005 года №3-6р (в ред. от 24.09.2010г.) «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 - 20 кв. м на одного человека.
В силу ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Петрухина О.Ю. и ее дочь Петрухина А.В., <дата> года рождения, зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 18,1 кв. м.
Вместе с семьей Петрухиной О.Ю. в этой комнате проживает мать Петрухиной О.Ю. – ФИО17 и ее брат ФИО18
Комната принадлежит на праве собственности ФИО19 на основании договора приватизации.
Иных помещений в собственности либо по договору социального найма Петрухина О.Ю. и ее дочь не имеют.
Распоряжением Главы администрации г. Ачинска от 29 апреля 2009 года № 1244-р/1 Петрухина О.Ю. с дочерью признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании распоряжения Нлавы администрации г. Ачинска от 24 октября 2012 года № 3866-р Петрухина О.Ю. включена во внеочередной список на получение жилья.
Судом также установлено, что несовершеннолетняя Петрухина А.В. является инвалидом детства, страдает хроническим <данные изъяты>, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.
С учетом установленных по делу обстоятельств, которые не оспаривались ответчиком, и положений приведенных выше норм закона суд пришел к обоснованному выводу о наличии у несовершеннолетней Петрухиной А.В. права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ и об обязанности администрации г. Ачинска предоставить ей жилое помещение.
При этом суд правомерно исходил из того, что Петрухина О.Ю. и ее дочь Петрухина А.В. состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилья, в собственности жилья не имеют, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма не являются, обеспечены жилой площадью на одного члена семьи менее установленной учетной нормы, несовершеннолетняя Петрухина А.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а в занимаемой Петрухиными жилом помещении, состоящем из одной комнаты площадью 18,1 кв.м, фактически проживают две семьи – Петрухина О.Ю. и ее дочь Петрухина А.В., а также семья ФИО20 с сыном ФИО21
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
По делу видно, что Петрухина О.Ю. с дочерью была принята на учет и включена в список очередности малоимущих граждан, а также включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения с правом на дополнительную площадь.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения от 24 февраля 2011 года N 161-О-О, от 22 марта 2012 года N 509-О-О).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Таким образом, часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 года №192-О). По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии у Петрухиной А.В., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении вместе с матерью, в силу действующего жилищного законодательства права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, а также права на дополнительную площадь, при этом реализация указанного права законом не ставится в зависимость от того, когда подойдет очередь других членов ее семьи на получение жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что до настоящего времени Петрухиной А.В. не предоставлено жилое помещение, право на получение такового по договору социального найма по указанным выше основаниям ответчиком не оспаривается, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором в интересах Петрухиной А.В. исковые требования.
Каких-либо доводов, свидетельствующих об отсутствии оснований для обеспечения Петрухиных жильем во внеочередном порядке и об освобождении ответчика от такой обязанности, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы сводятся лишь к тому, что у ответчика отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилого фонда социального использования для предоставления истцам. Однако эти доводы выводы суда не опровергают и основанием к отмене правильного по существу решения в силу ст. 330 ГПК РФ не являются.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ачинска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: