Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2016 года <адрес>
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Тыщенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Чайка» о возложении обязанности в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно разместить план-график размещения заказов МБДОУ «Детский сад «Чайка» на 2016 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
УСТАНОВИЛ:
В Чемальский районный суд РА обратился прокурор Чемальского района РА в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Чайка» о возложении обязанности в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно разместить план-график размещения заказов МБДОУ «Детский сад «Чайка» на 2016 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, мотивируя исковые требования тем, что Прокуратурой района в порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проведена проверка исполнения муниципальными заказчиками требований законодательства в части размещения плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Так, в ходе мониторинга официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в нарушение требований законодательства план-график на 2016 год муниципального заказчика - МБДОУ «Детский сад «Чайка» на момент проверки 29.03.2016 на официальном сайте отсутствует. Данное обстоятельство не соответствует установленным особенностям размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2016 год, а также нарушает требования ч. 11 ст. 21, ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федерального закона № 44-ФЗ), устанавливающей, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики, при этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Кроме того, неразмещение плана-графика на 2016 год на официальном сайте, влечет за собой нарушения требований ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ, закрепляющих в качестве основных принципов контрактной системы в сфере закупок принципы открытости и прозрачности, а также принцип профессионализма заказчика. Указанные нарушения законодательства недопустимы, поскольку в соответствии с п. 12 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В результате указанных нарушений создаются предпосылки для коррупционных проявлений должностными лицами сельской администрации МО МБДОУ «Детский сад «Чайка». Непринятие мер по размещению на официальном сайте плана-графика на 2016 год противоречит одному из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, установленном в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» - принципу публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В результате невыполнения своих обязанностей должностными лицами МБДОУ «Детский сад «Чайка» создаются препятствия для граждан (неопределенного круга лиц) на получение полной и достоверной информации о размещении заказов муниципального образования, при этом определить либо ограничить круг указанных лиц не представляется возможным. Интересы неопределенного круга лиц (пользователей информации) сводятся к соблюдению установленных на федеральном уровне норм законодательства о контрактной системе. Ссылаясь на нормы Федерального закона № 44-ФЗ,ст. 45 ГПК РФ, ч.1 ст.21, ч.3 ст.22 ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», истец просит об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района РА Данилова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно указав, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом план-график размещения заказов ответчиком не размещен.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «Чайка» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания, равно как и о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав заместителя прокурора Данилову Ю.В., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, при этом в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы определены Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы».
В соответствии с пунктом 2 указанного Приказа, планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случаях, указанных в пункте 7 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется в день его утверждения.
В силу действия статьи 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Решение Совета депутатов МО «Чемальский район» о бюджете на 2016 год принято 15.12.2015 №3-140, данное решение официально обнародовано, в том числе, размещено на официальном сайте муниципального образования, лимиты доведены до муниципального учреждения.
Вместе с тем, в нарушение всех вышеприведенных норм действующего законодательства, согласно скрин-шота страниц сайта www.zakupki.gov.ru, план-график размещения заказов на 2016 год ответчиком не размещен в установленном законом порядке, доказательства, опровергающие доводы прокурора, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Полномочия прокурора определены ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.11.1995 г. №168-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.26 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора является соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
На основании ч.3 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор обращается в суд в интересах значительного числа граждан в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение ответчиком требований по размещению плана-графика размещения заказов МБДОУ «Детский сад «Чайка» на 2016 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. затрагивает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, что в силу действия ст.12 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ, а также ФЗ «О прокуратуре» позволяет обращаться с указанными исковыми требованиями прокурору района.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Доказательств того, что исполнение судебного решения требует длительных временных затрат представителем ответчика не представлено.
В случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом срок ответчик вправе обратиться в порядке ст. 203 ГПК РФ за отсрочкой исполнения судебного решения.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, при этом в силу действия ст.206 ГПК РФ полагает указанный прокурором для исполнения возложенной обязанности пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда достаточным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Чайка» о возложении обязанности в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно разместить план-график размещения заказов МБДОУ «Детский сад «Чайка» на 2016 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, удовлетворить.
Возложить на МБДОУ «Детский сад «Чайка» обязанность в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно разместить план-график размещения заказов МБДОУ «Детский сад «Чайка» на 2016 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ