Решение по делу № 33-270/2017 (33-6425/2016;) от 20.12.2016

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                  Дело № 33-270/2017(33-6425/2016)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове  С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Титова К*** А*** – Мурсеевой С*** Е*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 октября 2016 года, по которому постановлено:

в удовлетворении  исковых требований  Титова К***  А*** к  ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации, Департаменту   жилищного обеспечения  Министерства обороны  Российской Федерации о восстановлении в  очереди  нуждающихся  на получение   жилья отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Фроловой О.С. ,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Титов К. А. обратился в суд с иском к  федеральному государственному казенному учреждению «Центррегионжилье» (далее - ФГКУ «Центррегионжилье»), федеральному государственному казенному учреждению «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦУЖО» МО РФ), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ) о восстановлении в  очереди  нуждающихся  на получение   жилья. В обоснование иска указал, что с 2001 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. 25 марта 201З года уволен в запас в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о прохождении военной службы в связи с организационно-штатным мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 ст.51 названного Федерального закона). На момент увольнения в запас его выслуга в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляла 13 лет. Согласно справке формы №8 на дату увольнения из Вооруженных Сил он с семьей - супругой Т*** С.Ю. и сыном Т*** М.К. был зарегистрирован и проживал в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его старшему сыну - Т*** Д.К. Согласно выписке из приказа № *** от 01 марта 2013 года на дату увольнения он не обеспечен жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства, изъявил желание уволиться из Вооруженных Сил с сохранением его в списках очередников на обеспечение жильем. Войсковая часть № *** ***, где он проходил службу, расформирована. Кроме того, ему  стало известно, что в Едином реестре жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации он не состоит. Субсидией, государственным жилищным сертификатом и безвозмездной финансовой помощью на строительство и приобретение жилья не обеспечивался. Он и члены его семьи жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма не имеют. В период прохождения военной службы за год до увольнения он предоставлял в порядке подчиненности документы для постановки его на учет нуждающихся в получении жилых помещений и заявление о включении его в список очередников. Отказа в постановке на учет он не получал. Считал, что невключение его в период прохождения военной службы в список военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, является незаконным. Просил восстановить его с составом семьи три человека в очереди нуждающихся в получении жилых помещений с 02 февраля 2013 года.

Суд привлек к участию в деле федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Титова К. А. – Мурсеева С.Е. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение. При этом указывает, что необращение истца с соответствующим заявлением о постановке на учет в уполномоченный орган – ФГКУ «Центррегионжилье» не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в период прохождения военной службы Титов К.А. выполнил все действия для признания его нуждающимся в жилье, представил необходимые для этого документы. Считает, что судом не дана надлежащая оценка рапорту, поданному им 02 февраля 2013 года на имя командира в/ч ***, о том, что он (истец) жильем не обеспечен, желает уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников, а также выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации № *** от 01 марта 2013 года. По мнению автора жалобы, данные документы подтверждают, что в период военной службы он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Центррегионжилье», считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу представителя Титова К. А. – Мурсеевой С.Е. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца и его представителя, представителей ФГКУ «Центральное  управление   жилищного обеспечения»  Министерства обороны  Российской Федерации, Департамента   жилищного обеспечения  Министерства обороны  Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 13 декабря 2001 года Титов К.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, последняя занимаемая должность – в*** войсковой части ***.

02 февраля 2013 года Титов К.А. обратился к командиру войсковой части с рапортом о досрочном увольнении с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).

В этом же рапорте истец указал о том, что не обеспечен жильем по нормам жилищного законодательства, в связи с чем просил сохранить его в списках очередников.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № *** от 01 марта 2013 года Титов К.А. с 25 марта 2013 года уволен с военной службы в зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ).

Как указано в данном приказе, на момент увольнения выслуга лет Титова К.А. в календарном исчислении составляет 13 лет; жилым помещением по установленным нормам жилищного законодательства он не обеспечен, изъявил желание уволиться из Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в списках очередников на обеспечение жилой площадью.

Вместе с тем, в Едином реестре жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации Титов К.А., не значится.

Полагая, что незаконно не был включен в Единый реестр жилья военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, Титов К.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями.

Статья 15 Федерального закона № 76-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривала, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно (далее – Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления военнослужащим жилых помещений соответственно).

Как указано в п. 1 Правил признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В силу п. 2 тех же Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации, к которому прилагается пакет документов (п. 3).

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (п. 5).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, и представленных документов (п. 9).

Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (п. 11).

Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, определен соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054.

В соответствии с п. 6 Правил от 06 сентября 1998 года нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 7 Правил от 06 сентября 1998 года определены основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Таковыми, в частности, являются: отсутствие жилой площади (п.п. «а»); наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. «б»).

Согласно п.  9 Правил от 06 сентября 1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований названного выше постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 являлся Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации было возложено осуществление следующих функций:

- прием заявлений от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях;

- признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280;

- снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в ходе судебного разбирательства Титовым К.А. не было представлено доказательств, подтверждающих как факт его обращения к уполномоченному органу для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так и саму постановку на такой учет, а также наличие предусмотренных для этого оснований.

Из материалов дела следует, что на момент увольнения Титова К.А. из Вооруженных Сил Российской Федерации с членами семьи был зарегистрирован и проживал по адресу: У***, общей площадью 70,63 кв.м.

По указанному адресу истец и его супруга зарегистрированы с 15 июня 1994 года, сыновья истца Д***, *** года рождения, - с 03 ноября 2003 года, М***, *** года рождения, - с 12 августа 2003 года.

Собственником данного дома на основании договора дарения от 14 января 2010 года является сын истца – Т*** Д.К. До этого жилой дом принадлежал на праве собственности самому истцу.

С учетом указанных обстоятельств является правильным вывод суда о том, что на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации у Титова К.А. отсутствовали основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье, поскольку он, являясь членом семьи  собственника жилого помещения (сына Д***), был обеспечен на каждого члена семьи учетной нормой жилья 12 кв.м (70,63 кв.м/4).

Таким образом, поскольку суду не было представлено достоверных доказательств постановки и снятия Титова К.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о восстановлении семьи Титова К.А. в очереди на получение жилья.

Само по себе указание в личном рапорте истца и приказе об увольнении со службы просьбы Титова К.А. об оставлении его в списках очередников, нуждающихся в жилье, не может служить основанием для удовлетворения иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Титова К*** А*** – Мурсеевой С*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

 

33-270/2017 (33-6425/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Титов К.А.
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ
ФГКУМ Центральное региональное управление жилищного обеспечения МИнобороны РФ
ФГКУ Центррегионжилье
Другие
Фролов О.С.
Титов Д.К.
Титова С.Ю.
Титов М.К.
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Мирясова Н. Г.
17.01.2017Судебное заседание
20.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее