Дело 2а-813/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. С. 14 февраля 2017 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Центрального района г. С. Савченко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Центрального внутригородского района города Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
установил:
Административный истец прокурор Центрального района города Сочи в защиту интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. С. с административным иском к административному ответчику администрации Центрального внутригородского района города Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка работы сотрудников администрации Центрального внутригородского района г. С. по организации благоустройства территории внутригородского района, соблюдения природоохранного законодательства.
Установлено, что (.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» с выездом на место обследована прилегающая территория к () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также на осуществление обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса.
Согласно указанного разрешения, работы по обрезке, кронированию и сносу деревьев необходимо произвести до (.).
(.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» с выездом на место обследована прилегающая территория к () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос одного сухого дерева кипарис.
Согласно указанного разрешения, работы по сносу кипариса необходимо произвести до (.).
Также (.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» с выездом на место обследована территории сквера за магазином «Ласкала» по () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир.
Согласно указанного разрешения, работы по сносу деревьев необходимо произвести до (.).
Проведенным (.) прокуратурой района с привлечением специалистов администрации района обследованием установлено, что работы по благоустройству, касающиеся обрезки и сноса деревьев на основании разрешений №., 016896, 019223, по состоянию на (.) не произведены.
Деревья представляют угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку находятся в непосредственной близости от жилых домов, пешеходных тротуаров, дороги, произрастают на муниципальной территории.
По информации администрации Центрального района г. С. снос аварийных деревьев, обрезка (кронирование) деревьев, на основании разрешений №., 016896, 019223, не произведены в связи с дефицитом финансирования.
Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии администрации Центрального внутригородского района г. С., что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с падением, как ветвей деревьев, так и самих деревьев, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, при реализации муниципальным образованием г. С. права владеть и распоряжаться своим имуществом, не должны нарушаться права жителей на безопасные условия проживания, благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, просит суд признать бездействие администрации Центрального внтуригородского района г. С. по непринятию мер к сносу одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также на осуществление обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса, произрастающих у () в г. С., согласно выданному разрешению . от (.); к сносу одного сухого дерева кипарис произрастающего у () в г. С., согласно выданному разрешению . от (.); к сносу пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир, произрастающих у () в г. С. в сквере за магазином «Ласкала», согласно выданному разрешению . от (.) незаконным.
Обязать администрацию Центрального внутригородского района г. С. устранить нарушения путем получения в МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» продления разрешения . от (.) и организации сноса одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса, произрастающих у () в г. С.; продления разрешения . от (.) и организации сноса одного сухого дерева кипарис, произрастающего у () в г. С.; продления разрешения . от (.) и организации сноса пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир, произрастающих у () в г. С. в сквере за магазином «Ласкала».
Представитель административного истца помощник прокурора Центрального района города Сочи Савченко В.Н. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд административный иск полностью удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Центрального внутригородского района города Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом под роспись. Об уважительных причинах неявки суд не известил, о рассмотрении административного дела в его отсутствие суд не просил, каких-либо возражений по существу административного иска суду не представил.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Так как явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Центрального района г. С. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от (.) N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по охране окружающей среды.
Статьей 16.2 Федерального закона от (.) .-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так же предусмотрено, что к вопросам местного значения внутригородского района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация благоустройства территории внутригородского района.
Как видно из материалов гражданского дела, прокуратурой Центрального района г. С. проведена проверка работы сотрудников администрации Центрального внутригородского района г. С. по организации благоустройства территории внутригородского района, соблюдения природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что (.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» с выездом на место обследована прилегающая территория к дому 27 по () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также на осуществление обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса, в соответствии с которым работы по обрезке, кронированию и сносу деревьев необходимо произвести до (.).
(.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г. С.» с выездом на место обследована прилегающая территория к дому 41 «а» по () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос одного сухого дерева кипарис, в соответствии с которым работы по сносу кипариса необходимо произвести до (.).
(.) специалистами МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г.С.» с выездом на место обследована территории сквера за магазином «Ласкала» по () в г. С..
По итогам дендрологического обследования подготовлено разрешение . от (.) на снос пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир, в соответствии с которым работы по сносу деревьев необходимо произвести до (.).
Проведенным (.) прокуратурой района с привлечением специалистов администрации района обследованием установлено, что работы по благоустройству, касающиеся обрезки и сноса деревьев на основании разрешений №., 016896, 019223, по состоянию на (.) не произведены.
По информации администрации Центрального внутригородского района г. С. снос аварийных деревьев, обрезка (кронирование) деревьев на основании разрешений №., 016896, 019223 не произведены в связи с дефицитом финансирования.
Пунктом 1 раздела 2 Правил содержания, охраны зеленых насаждений и производства работ в зоне зеленых насаждений на территории города Сочи, утвержденных решением городского С. С. от (.) . определено, что все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы территорий, на которых произрастают зеленые насаждения, обязаны обеспечить полную сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, в том числе производить своевременный снос сухих, больных деревьев, деревьев «угроз», при наличии соответствующего разрешения.
Согласно решению Городского С. С. от (.) . «О бюджете города Сочи на 2017 год», администрации районов являются получателями и распределителями бюджетных средств. В соответствии с данным решением утверждена ведомственная структура расходов бюджета г. С., предусматривающая, в том числе, расходы на благоустройство муниципальных территорий.
В данном случае деревья представляют угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку находятся в непосредственной близости от жилых домов, пешеходных тротуаров, дороги, произрастают на муниципальной территории.
В силу ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от (.) № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций разрабатывается и заблаговременно проводится комплекс мер, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Данные факты свидетельствуют о длительном бездействие администрации Центрального района г. С., что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с падением, как ветвей деревьев, так и самих деревьев, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом старшего помощника прокурора района И.А., разрешениями на кронирование деревьев и фотоматериалами к ним, ответами администрации Центрального внутригородского района г. С..
Таким образом, при реализации муниципальным образованием г. С. права владеть и распоряжаться своим имуществом не должны нарушаться права жителей на безопасные условия проживания, благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена не на прокурора, выступившего в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а на административного ответчика в лице администрации Центрального внутригородского района г. С..
Вместе с тем, такие доказательства административным ответчиком суду не представлены.
В свою очередь исходя из требований указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании как из представленных материалов дела, так и из объяснений представителя административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление: об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Так как в данном случае судом при рассмотрении административного дела установлено, что бездействием административного ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в интересах которых действует административный истец, следовательно, заявленные требования надлежит полностью удовлетворить и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Центрального внутригородского района города Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления полностью удовлетворить.
Признать бездействие администрации Центрального внтуригородского района города Сочи по непринятию мер к сносу одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также на осуществление обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса, произрастающих у () в г. С., согласно выданному разрешению . от (.); к сносу одного сухого дерева кипарис, произрастающего у () в г. С., согласно выданному разрешению . от (.); к сносу пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир, произрастающих у () в г. С. в сквере за магазином «Ласкала», согласно выданному разрешению . от (.), незаконным.
Обязать администрацию Центрального района г. С. устранить нарушения путем получения в МКУ «Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации г.С.» продления разрешения . от (.) и организации сноса одного сухого дерева хурма, одного сухого дерева бирючина, одного сухого дерева кедр, а также обрезки сухих ветвей восьми деревьев кедр, обрезки сухих ветвей трех деревьев трахикорпуса, произрастающих у () в г. С.; продления разрешения . от (.) и организации сноса одного сухого дерева кипарис, произрастающего у () в г. С.; продления разрешения . от (.) и организации сноса пяти сухих деревьев туя, одного сухого хвойного дерева и одного сухого дерева инжир, произрастающих у () в г. С. в сквере за магазином «Ласкала».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ()вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда в соответствии со статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации составлено (.).
Судья Центрального
районного суда г. С. Г.В. Казимирова