Дело № 2-1098/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2018 года город Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Ю.Б. Банниковой,
при секретаре: А.А. Савкиной,
с участием истца – помощника прокурора г. Бийска Игнатьевой К.В., представителя ответчика и третьего лица Цын В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо», МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» о возложении обязанностей,
установил:
Прокурор г. Бийска обратился в суд с названным иском, с учетом его уточнения (л.д.205) в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо», МКУ «Управление образования Администрации города Бийска», указывая на то, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Алтайского края от 19.01.2018 №21-10-2018 проведена проверка исполнения требований антитеррористической защищенности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо». Установлено, что МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо», осуществляет образовательную деятельность по ул. Советская, 212 в г. Бийске, школу посещает 735 человек, в то же время система наружного видеонаблюдения в школе отсутствует вопреки требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от 07.10.2017 №1235. Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения, в том числе их права на охрану жизни и здоровья. В 2017 г. прокуратурой города директору МБОУ «СОШ № 17», администрацию города вносились представления об устранении выявленных нарушений, однако меры до настоящего времени не приняты. Здание образовательного учреждения и земельный участок по ул. Советская, 212 в г. Бийске являются муниципальной собственностью и переданы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» на праве оперативного управления.
Ссылаясь на изложенное, просит обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Бийска» обеспечить финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № I7 с углубленным изучением музыки и изо» по установке системы наружного видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней; обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» установить систему наружного видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней.
В судебном заседании истец – помощник прокурора г. Бийска Игнатьева К.В. настаивала на удовлетворении уточненного иска, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования Администрации города Бийска», а также третьего лица Администрации города Бийска, – Цын В.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании полагала иск необоснованным, а требования истца не конкретизированными.
Ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.
Третье лицо МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» в судебное заседания представителя также не направило, будучи надлежаще извещенным о месте и времени его проведения.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагал возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо», осуществляет образовательную деятельность по ул. Советская, 212 в г. Бийске (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 16.03.2015 – л.д.34-35). Актом проверки Прокуратуры Алтайского края от 22.01.2018 установлено, что данное образовательное учреждение посещает более 700 человек (л.д.7).
Нежилое здание по адресу ул. Советская, 212 в г. Бийске, являясь объектом муниципальной собственности, передано МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» в оперативное управление (выписка из реестра объектов муниципальной собственности – л.д.147, свидетельство о государственной регистрации права – л.д.37).
Земельный участок по адресу ул. Советская, 212 в г. Бийске предоставлен МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации нежилых зданий (постановление Администрации г. Бийска №1228 от 13.05.2010 – л.д.153).
Согласно п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму", одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму", юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов образования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 (далее – Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Пунктом 18 Требований предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пункт 23 Требований предусматривает оборудование инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) объектов (территорий) второй категории опасности.
Пунктом 24 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 и 23 настоящих требований, предусмотрено оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания).
Согласно п.27 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Как следует из сообщения МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска», объект МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо» отнесен к 1 категории опасности в соответствии с заключением комиссии по категорированию объектов (л.д.128).
Данное обстоятельство подтверждается также паспортом безопасности МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и изо», копия которого представлена в судебное заседание.
Между тем, система наружного видеонаблюдения в образовательном учреждении не установлена, что не отрицалось ответчиками в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения законодательства, требование прокурора о возложении на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» обязанности установить систему наружного видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней, – является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города.
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных городским округов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений.
Как следует из п. 1.7 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо», учредителем школы является муниципальное образование город Бийск.
Пунктом 4.17 Устава школы установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования город Бийск.
В силу ч.2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно абз.1 ч.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с абз.6 указанной нормы, предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Функции и полномочия учредителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» осуществляет МКУ «Управление образования администрации города Бийска», согласно 1.8 Устава названного образовательного учреждения.
Следовательно, требование истца о возложении на МКУ «Управление образования администрации города Бийска» обязанности обеспечить финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № I7 с углубленным изучением музыки и изо» по установке системы наружного видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней, – также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить в полном объеме.
Обязать МКУ «Управление образования администрации города Бийска» обеспечить финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № I7 с углубленным изучением музыки и изо» по установке системы наружного видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» установить систему наружного видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ю.Б. Банникова