Дело № 2-2456/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 26 марта 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре Белозерцевой А.Б.,
с участием прокурора г.Тюмени Биктимерова Р.М.,
представителя ответчика Департамента городского хозяйства администрации г.Тюмени Изотовой Ю.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ; представителя третьего лица МКУ «ТГИК» Менщиковой Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя ПАО «СУЭНКО» Быковой М.В. действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени о понуждении получить разрешение на ввод объекта (котельной) в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор г.Тюмени обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени о понуждении департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени получить в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта - котельной по адресу: <адрес> в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города в рамках осуществления систематического надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени проведена проверка. ДД.ММ.ГГГГ была организована выездная проверка объекта - котельной № по <адрес> с привлечением специалистов управления инспекции Государственного строительного надзора по Тюменской области, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с участием представителей департамента, МКУ «Служба технического контроля», публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания», в ходе которой выявлено, что котельная по <адрес> до настоящего времени не введена в эксплуатацию и фактически с 2012 года эксплуатируется без достаточных на то законных оснований. С учетом положений статьи 1 ГрК РФ котельная по <адрес> относится к объектам капитального строительства, реконструкция которых осуществляется в рамках разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации. Указанная котельная согласно выписке из реестра муниципального имущества города Тюмени является муниципальной собственности, включена в реестр на основании распоряжения главы города от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, данная котельная на основании договора аренды муниципального теплосетевого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (арендодатель), МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» (балансодержатель) с ОАО «Тепло Тюмени» наряду с иным имуществом передана во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями ГрК РФ департамент является застройщиком объекта и обязан в силу статьи 55 ГрК РФ получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка. Между тем, как показала проверка, ввод котельной по <адрес> эксплуатацию до настоящего времени не обеспечен. В интересах неопределенного круга лиц прокурор города Тюмени обратился в суд с названными выше требованиями.
Истец прокурор города Тюмени Биктимеров Р.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации г.Тюмени (далее по тексту- ответчик, Департамент) - Изотова Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление. Ссылается на то, что в настоящее время Департаментом городского хозяйства администрации г.Тюмени проводятся мероприятия по корректировке проектной документации, разработан план реализации мероприятий, направленных на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указывает, что Департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени предпримет все возможные меры для выполнения для того, чтобы получить разрешение на ввод объекта котельной по адресу: <адрес> в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения «Тюменское городское имущественное казначейство» (далее по тексту - МКУ «ТГИК») Менщикова Л.А. в судебном заседании просила иск прокурора г.Тюмени в интересах круга лиц удовлетворить, ссылаясь на то, что именно Департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени, в силу возложенных на него полномочий, является ответственным лицом за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию котельной по <адрес>.
Представитель третьего лица Публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее по тексту - ПАО «СУЭНКО») Быкова М.В. в судебном заседании просила иск удовлетворить. Представила письменный отзыв на исковое заявление. Ссылается на то, что получение разрешения ввода котельной в эксплуатацию позволит ПАО «СУЭНКО» надлежащим образом осуществить исполнение требований законодательства в области промышленной безопасности и внести сведения о котельной № в государственный реестр опасных производственных объектов.
Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени о понуждении получить разрешение на ввод объекта (котельной) в эксплуатацию, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой города в рамках осуществления систематического надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий в департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени проведена проверка.
ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов управления инспекции Государственного строительного надзора по Тюменской области, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с участием представителей департамента, МКУ «Служба технического контроля», публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» была организована выездная проверка объекта - котельной № по <адрес>, в ходе которой выявлено, что котельная по <адрес> до настоящего времени не введена в эксплуатацию и фактически эксплуатируется с <данные изъяты> года эксплуатируется.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях реализации пункта 3.1 муниципальной программы «Развитие системы инженерной инфраструктуры города Тюмени на 2012-2014 годы», утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №, Департаментом городского хозяйства администрации г.Тюмени ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт № по реконструкции котельной № по <адрес> подрядной организацией ОАО «Тепло Тюмени» сроком до ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., который на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут с учетом выполненных работ на сумму <данные изъяты> руб., при этом выполнение работ в рамках данного муниципального контракта осуществлялось на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией города Тюмени ОАО «Тепло Тюмени».
Распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым изменено наименование застройщика на департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени, в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации продлен срок действия данного разрешения.
Не оспаривается представителем ответчика, что Департаментом на протяжении 2014 года дважды на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ продлялись сроки действия разрешения на реконструкцию № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Из материалов дела следует, Департаментом заключен муниципальный контракт № 16000.14.099 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СтройГазЭнерго» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту на сумму 2 254 132 руб. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, по итогам исполнения которого подписан акт приема-передачи реконструируемого объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактически выполненных работ на сумму <данные изъяты> руб.
Прокуратурой города Тюмени ДД.ММ.ГГГГ организована выездная проверка объекта - котельной № по <адрес> с привлечением специалистов управления инспекции Государственного строительного надзора по Тюменской области, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с участием представителей департамента, МКУ «Служба технического контроля», публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания», в ходе которой выявлено, что котельная по <адрес> до настоящего времени не введена в эксплуатацию и фактически с 2012 года эксплуатируется без достаточных на то законных оснований.
С учетом положений статьи 1 ГрК РФ котельная по <адрес> относится к объектам капитального строительства, реконструкция которых осуществляется в рамках разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Проектная документация на реконструкцию котельной по <адрес> разработана ООО «Проектгазстрой», положительное заключение государственной экспертизы по объекту от ДД.ММ.ГГГГ №, проектная документация утверждена первым заместителем директора департамента на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанная котельная согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> является муниципальной собственности, включена в реестр на основании распоряжения главы города от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом данная котельная на основании договора аренды муниципального теплосетевого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (арендодатель), МКУ «Тюменское городское имущественное казначейство» (балансодержатель) с ОАО «Тепло Тюмени» наряду с иным имуществом передана во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения единственного акционера ОАО «Тепло Тюмени» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реорганизации общества в форме присоединения к ОАО «СУЭНКО», утвержден договор о присоединении и передаточный акт, внесены соответствующие изменения. В силу положений статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации ОАО «СУЭНКО» является правопреемником ОАО «Тепло Тюмени», при этом «Тепло Тюмени» является филиалом общества. ОАО «СУЭНКО» с учетом положений действующего законодательства изменило полное фирменное наименование на ПАО «СУЭНКО».
Таким образом, соответствии с требованиями ГрК РФ Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени является застройщиком объекта, а потому обязан в силу статьи 55 ГрК РФ получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Вместе с тем, ввод котельной по <адрес> в эксплуатацию до настоящего времени не обеспечен.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее -Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Котельная входит в систему теплоснабжения г.Тюмени, является муниципальной собственностью, оборудована водонагрейными котлами и имеет газовое оборудование (газовые горелки, внутренние газораспределительные газопроводы). В связи с обращением опасного вещества (газа) котельная отнесена к опасным производственным объектам III класса.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ №116-ФЗ от 21.07.1997) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность по соблюдению положений указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371) установлена обязанность эксплуатирующих организаций предоставлять сведения об опасных объектах для их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Для внесения сведений о котельной в реестр опасных производственных объектов необходимо предоставление, помимо прочих, сведений о вводе объекта в эксплуатацию (ст.8 ФЗ №116-ФЗ от 21.07.1997, Приказ Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606).
Из пояснений представителя третьего лица ПАО «СУЭНКО» следует, что отсутствие ввода объекта в эксплуатацию не позволяет внести соответствующие изменения в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в части инвентаризационного номера и технических характеристик муниципальной котельной №. При этом, надлежаще оформленный договор аренды имущества, акты ввода котельной и ее оборудования в эксплуатацию являются документами, на основании которых проводится идентификация объектов и внесение сведений (изменений) в государственный реестр опасных объектов. Неисполнение Администрацией города обязанности, как застройщика, получить акт ввода объекта в эксплуатацию - котельной, ведет к существенным нарушениям прав ПАО «СУЭНКО», так как влечет за собой возможность привлечения общества к различным видам ответственности, учащенным внеплановым проверкам со стороны контролирующих органов, создает препятствие в пользовании ПАО «СУЭНКО» указанной котельной, что ставит под угрозу оказание ПАО «СУЭНКО» услуги качественного теплоснабжения потребителей города.
Данные доводы третьего лица ПАО «СУЭНКО» суд признает обоснованными.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций, под которыми понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 7 Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
На основании изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - котельную по <адрес>, создает риск возникновения аварий и инцидентов, которые могут повлечь, в том числе потенциальную возможность возникновения чрезвычайной ситуации и как следствие за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, что не допустимо, поскольку нарушает права граждан, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а потому исковые требования прокурора г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени о понуждении получить разрешение на ввод объекта (котельной) в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени о понуждении получить разрешение на ввод объекта (котельной) в эксплуатацию, удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени получить в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта - котельной по адресу: <адрес> в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Малишевская
Решение изготовлено в окончательной форме 31 марта 2015 года.