дело № 33-2108/2015 судья Хлопина И.В.
А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
в составе председательствующего судьи Ухановой Т.М.,
судей Устьянцевой С.А., Трифоновой О.М.,
при секретаре Волженцевой Г.Р.,
рассмотрев 08 апреля 2015 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 января 2015 года по гражданскому делу по иску администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установила:
администрация муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об уменьшении исполнительского сбора, ссылаясь на то, что (дата) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с нее исполнительского сбора в размере *** в связи с неисполнением решения суда в добровольном порядке. На основании решения суда на администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области возложена обязанность предоставить Пронину К.С. жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет расходных обязательств субъекта РФ. По закону органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций областного бюджета. (дата) администрация МО Переволоцкий район объявила открытый аукцион в электронной форме на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка на участие, аукцион признан несостоявшимся. (дата) проведен повторный аукцион, в результате которого была подана заявка ООО «Триумф», с которым (дата) был заключен муниципальный контракт на приобретение жилья. Оплата по муниципальному контракту будет производиться за счет областных субвенций 2015 года. В настоящее время Пронин К.С. отозвал исполнительный лист и исполнительное производство окончено. Считает, что причины неисполнения решения суда являлись уважительными, а именно ограниченность бюджетных средств, а также необходимость соблюдения порядка, предусмотренного законом, в связи с чем просила уменьшить размер исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель истца администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области - Мурзин К.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 января 2015 года исковые требования администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области удовлетворены.
Уменьшен размер исполнительского сбора, наложенного на администрацию МО Переволоцкий район Оренбургской области по исполнительному производству от (дата) № №, взыскатель Пронин К.С., до ***.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области просит решение суда отменить и принять новое решение, которым истцу отказать в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель ответчика - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Ухановой Т.М., пояснения представителя истца администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области – Бактеньязовой А.К., просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дата) судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП по Оренбургской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании вступившего в законную силу решения Переволоцкого районного суда Оренбургской области от (дата), которым на администрацию МО Переволоцкий район Оренбургской области возложена обязанность предоставить Пронину К.С., (дата) года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Переволоцкого района за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области. Должнику – администрации МО Переволоцкий район Оренбургской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по Оренбургской области Махиня А.А. от 26.06.2014 года должнику установлен новый 5-дневный срок исполнения требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП по Оренбургской области от (дата) с администрации МО Переволоцкого района Оренбургской области за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, решения Переволоцкого районного суда Оренбургской области от (дата) взыскан исполнительский сбор в размере ***.
Судом установлено, что решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от (дата) администрацией МО Переволоцкого района Оренбургской области не исполнено в полном объеме.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 30 Закона должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Справкой заместителя главы МО Переволоцкого района по оперативному управлению и экономическим вопросам, подтверждено, что администрацией Переволоцкого района в 2014 году приобретено 18 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общую сумму *** тыс. рублей. На осуществление переданных государственных полномочий Оренбургской области в 2015 году Переволоцкому району предусмотрено *** тыс. рублей. Количество детей-сирот, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Переволоцкому району – 51, из них внеочередным обеспечением жилья по решению суда – 15.
Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) года, определен порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно установленному порядку после поступления денежных средств из бюджета области объявляется аукцион в электронной форме на приобретение жилых помещений по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Оренбургской области, установленной Минрегионразвития. В случае, если указанный аукцион признан несостоявшимся, объявляется аукцион на приобретение жилых помещений по средней рыночной стоимости 1 кв.м площади жилья по муниципальному образованию, установленной органом местного самоуправления в квартале, предшествовавшем месяцу размещения муниципального заказа, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, сложившейся в Оренбургской области согласно данным Федеральной службы государственной статистики в квартале, предшествующем размещению заказа. По результатам проведенного аукциона заключается муниципальный контракт на приобретение жилого помещения. После регистрации муниципального контракта в Росреестре жилое помещение предоставляется по договору социального найма.
Судом установлено, что (дата) администрация МО Переволоцкого района Оренбургской области объявила открытый аукцион в электронной форме на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка на участие, аукцион признан несостоявшимся.
(дата) проведен повторный аукцион, в результате которого была подана заявка ООО «Триумф» с которым (дата) администрация МО Переволоцкого района Оренбургской области заключила муниципальный контракт на приобретение жилья. Оплата по муниципальному контракту будет производиться за счет областных субвенций 2015 года.
Установив изложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции указал на то, что администрация МО Переволоцкий район Оренбургской области предоставляет жилые помещения за счет средств областного бюджета, сама процедура приобретения жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления отдельным категориям граждан по договорам социального найма исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок, что является причиной невозможности своевременного исполнения судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требований истца об уменьшении исполнительского сбора до ***, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией МО Переволоцкий район Оренбургской области предпринимались должные меры для исполнения решения суда, однако данная возможность не была реализована своевременно в силу объективных обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок, что существенно снижает степень вины должника.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для снижения размера исполнительского сбора не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи