РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
15 января 2019 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Сорокиной А.А.,
при секретаре Карташовой М.А.,
с участием
представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Яшиной Т.В.,
представителя ответчиков Вахтиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО МВД России «Шуйский» и УМВД России по Ивановской области о понуждении к обеспечению требований законодательства об условиях содержания лиц, задержанных и доставленных за административные правонарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МО МВД России «Шуйский» и УМВД России по Ивановской области, в котором просил обязать ответчиков привести в надлежащее состояние служебные помещения для содержания лиц, задержанных и доставленных за административные правонарушения в срок до 01 января 2020 года.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования Шуйским межрайонным прокурором были уточнены, и истец просил обязать УМВД России по Ивановской области и МО МВД России «Шуйский» привести в надлежащее состояние помещения, расположенные по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул.Вихрева, д. 67, которые используются для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, а именно: - в помещении №18 камера №1 (площадь 20,4 м2) устроить приточно-вытяжную вентиляцию, отштукатурить стены помещения; - помещение №19 камера №2 (площадью 13,0 м2) устроить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию, гладко отштукатурить стены помещения; - помещение №20, 20а камера №3 (площадь 14,6, 16,2 м2) гладко отштукатурить стены помещения, устроить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию, отремонтировать напольное покрытие; а также просил установить срок приведения в надлежащее состояние служебных помещений для содержания лиц, задержанных и доставленных за административные правонарушения, до 01 января 2020 года.
Данные требования истец мотивировал следующим: Шуйской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований исполнения обязанностей и реализация прав граждан полицией после доставления и задержания граждан в служебные помещения дежурной части. По факту во исполнение приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», поручения прокуратуры Ивановской области от 22.03.2018 № 15-203-2018 сотрудниками Шуйской межрайонной прокуратуры проведены еженедельные проверки условий содержания лиц, подвергнутых административному аресту в специальный приемник, расположенный по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Вихрева, д. 67. В ходе осуществления указанных мероприятий было установлено, что УМВД России по Ивановской области, МО МВД России «Шуйский» не в полной мере обеспечена законность исполнения обязанностей и реализация обязанностей полиции по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту. Межрайонной прокуратурой установлено, что камеры специального приемника по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Вихрева, д. 67, не оборудованы приточной и (или) вытяжной вентиляцией. В связи с чем из-за нарушения влажности воздуха в камерах на стенах имеется плесневыйгрибок, местами имеется отслоение штукатурки, а в камере № 3 прогнил деревянный пол. Положениями ч.1 ст.13 Федерального закона № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Согласно требованиям п. 4.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах (п. 4.7. СанПиН 2.1.2.2645-10). Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований, имеющийся в МО МВД России «Шуйский» спецприемник по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту, оборудован не надлежащим образом, а именно: - в помещении №18 камера №1 (площадь 20,4 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; - помещение №19 камера №2 (площадью 13,0 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; - помещение №20, 20а камера №3 (площадь 14,6, 16,2 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; напольное покрытие места прогнило. Причинами и условиями выявленных нарушений явилось игнорирование должностными лицами МО МВД России «Шуйский», ответственными за данный участок, требований законодательства и ненадлежащего контроля руководителя территориального органа МВД России. Продолжение эксплуатации помещения создает реальную угрозу нарушения конституционных прав лиц, подвергнутых административному аресту. На основании изложенного и руководствуясь положениями ст. 12 ГК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ» истец просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Яшина Т.В. поддержала уточненные заявленные требования в полном объеме и просила суд по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать ответчиков устранить выявленные нарушения в срок до 01 января 2020 года.
Представитель ответчиков МО МВД России «Шуйский» и УМВД России по Ивановской области Вахтина Ю.В. пояснила суду, что ответчики не согласны с заявленными требованиями и просят отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку подразделением, на которое возложены функции по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту, является Специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту МО МВД России «Шуйский». Порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определен Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденным приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83. В соответствии с п. 47.11 Правил, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются, в том числе приточной и (или) вытяжной вентиляцией. Однако, следует учесть что Специальный приемник был введен с 1 марта 2014 года, каких либо нареканий не возникало. Ответчики считают, что требования п. 4.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» не относятся к деятельности ответчика. В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания и в соответствии с п. 1.3. требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков. Поэтому, истец полагает, что нормы установленные СанПиН 2.1.2.2645-10 на Специальный приемник МО МВД России «Шуйский» не распространяются. Камера № 3, в соответствии с приказом МО МВД России «Шуйский» от 21 мая 2018 года № 112 закрыта, в связи с чем права и законные интересы спецконтингента, в этой части иска, не нарушены. МО МВД России «Шуйский» как государственное учреждение, которое финансируется из федерального бюджета осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно пункта 1 статьи 21 настоящего закона основанием для осуществления закупок являются Планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. На 2019 год в МО МВД России «Шуйский» планом - графиком не предусмотрено проведение капитального ремонта помещений Специального приемника по адресу г. Шуя, ул. Вихрева, д. 67. В случае если денежные средства на ремонт будут выделены, то проведение работ по выделенным средствам возможно лишь летом 2020 года.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно статьями 18 и 46 Конституции России права, свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных, а о любых правах и свободах человека и гражданина. Указание на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Нормы главы 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.
Согласно ст. 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Согласно п.2 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, утвержденного Приказом от 31 августа 2017 г. № 693 УМВД России по Ивановской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне.
УМВД России по Ивановской области осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Ивановской области (п.5 Положения).
Одним из основных направлений деятельности УМВД России по Ивановской области является исполнение административных наказаний. В силу предоставленных полномочий УМВД России по Ивановской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование (пп.27 п.13 Положения).
Управление МВД России по Ивановской области является получателем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации своих полномочий Управление МВД России по Ивановской области имеет право организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов подчиненных органов и организаций (пп. 6 п.14 Положения).
Начальник УМВД России по Ивановской области осуществляет в пределах своей компетенции: утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями УМВД России по Ивановской области, подчиненными органами и организациями (п.30 п.18 Положения); управление имуществом, закрепленным за УМВД России по Ивановской области на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (пп.32 п.18 Положения).
За УМВД России по Ивановской области в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (п.22 Положения).
В соответствии с п. 2 Положения о МО МВД России «Шуйский», утвержденного Приказом УМВД России по Ивановской области № 1460 от 17 ноября 2017 года МО МВД России «Шуйский» является территориальным органом МВД России на районом уровне. В п. 23 того же Положения закреплено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности МО МВД России «Шуйский» осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Согласно п. 5 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016года №699территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.
Согласно положений ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В ходе судебного заседания было установлено, что Управление МВД России по Ивановской области на праве оперативного управления (собственность Российской Федерации) владеет нежилым строением, расположенным по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул. Вихрева, д. 67, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
Помещения специального приемника МО МВД России «Шуйский» для содержания лиц арестованных в административном порядке расположены в левом крыле здания первого этажа д. 67 по ул. Вихрева г.Шуя Ивановской области.
Из представленных документов и установленного следует, что УМВД России по Ивановской области как учреждение владеющее нежилым строением на праве оперативного управления обязано содержать помещения строения в соответствии с действующим законодательством и исполнять требования СанПиНов и СНиПов.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» настоящий Закон устанавливает порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.2 ст.3 указанного Федерального Закона местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении органами внутренних дел Российской Федерации функций по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) (п. 5. ст.3 Федерального закона № 67-ФЗ).
В целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста согласно п.1 ст. 15 Федерального закона № 67-ФЗ Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83, утверждены «Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста».
Согласно п.47 Правил помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются необходимым инвентарем, сантехникой и другими предметами необходимыми для соблюдения личной гигиены, в том числе приточной и (или) вытяжной вентиляцией, а также системой центрального отопления.
Согласно п.1 «Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России», введенной в действие протоколом МВД России от 12.02.1995 № 1-95, одобренной письмом Минстроя России от 16.05.1995 N 4-13/167 нормы настоящей инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел, в том числе и специальных приемников для лиц, административно арестованных.
Согласно п. 19.1 Инструкции здания специализированных учреждений милиции должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, водостоками, отоплением, вентиляцией согласно требованиям соответствующих глав СНиП 3.05.01-85, 3.05.06-85, 2.04.05-91, 2.08.02-89*, 2.11.01-85, ВСН-01-89 и данной Инструкции.
Из представленных материалов Шуйской межрайонной прокуратурой следует, что в ходе проведения проверки установлено, что камеры специального приемника по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул.Вихрева, д. 67, не оборудованы приточной и (или) вытяжной вентиляцией. В связи с чем из-за нарушения влажности воздуха в камерах на стенах имеется плесневыйгрибок, местами имеется отслоение штукатурки, а в камере № 3 прогнил деревянный пол. Также установлено, что в помещении №18 камера №1 (площадь 20,4 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; в помещении №19 камера №2 (площадью 13,0 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; в помещении №20, 20а камера №3 (площадь 14,6, 16,2 м2) отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, на стенах помещения имеется плесень; напольное покрытие места прогнило.
Положениями ч.1 ст.13 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности.
Согласно требованиям п. 4.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений.
Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах ( п. 4.7. СанПиН 2.1.2.2645-10).
Из представленных суду документов видно, что указанные требования законодательства в специальном приемнике не соблюдаются.
Доказательств обратного суду представителем ответчиков не представлено.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что в данном случае необходимо возложить на ответчиков обязанность привести в надлежащее состояние помещения, расположенные по адресу: г. Шуя, ул. Вихрева, дом 67, которые используются для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, то есть оборудовать помещения приточно-вытяжной вентиляцией и оштукатурить стены для удаления плесени на стенах, а также отремонтировать прогнившее напольное покрытие.
Суд считает, что доводы представителя ответчиков, о том, что указанные требования СанПиНов и СНиПов не распространяются на помещения спецприемника, не обоснованы и опровергаются действующим законодательством.
Суд считает, что довод представителя ответчиков о том, что в связи с закрытием камеры №3, нет оснований для возложения обязанности по приведению данного помещения в надлежащее состояние, не обоснованным, поскольку владелец помещения, обязан содержать данное помещение в надлежащем состоянии и факт того, что помещение не используется в настоящее время для исполнения административного ареста не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Кроме того суд считает, что необходимо удовлетворить требования истца об установлении срока исполнения данной обязанности.
В данном случае Шуйский межрайонный прокурор просит обязать ответчиков исполнить возложенную обязанность по приведению указанную обязанность в срок доя 01 января 2020 года.
Согласно положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд при установлении указанного срока, учитывает возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе проведение финансирования для выполнения указанных работ, и учитывает пояснения представитель ответчиков о порядке проведения работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом всех обстоятельств суд считает, что указанный истцом срок не является разумным, в связи с чем необходимо установить срок исполнения заявленных требований до 01 октября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявленные Шуйским межрайонным прокурором требования к МО МВД России «Шуйский» и УМВД России по Ивановской области частично.
Обязать УМВД России по Ивановской области и МО МВД России «Шуйский» привести в надлежащее состояние помещения, расположенные по адресу: Ивановская область, г.Шуя, ул.Вихрева, д. 67, которые используются для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, а именно: - в помещении №18 камера №1 (площадь 20,4 м2) устроить приточно-вытяжную вентиляцию, отштукатурить стены помещения; - в помещении №19 камера №2 (площадью 13,0 м2) устроить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию, отштукатурить стены помещения; - в помещении №20, 20а камера №3 (площадь 14,6, 16,2 м2) отштукатурить стены помещения, устроить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию, отремонтировать напольное покрытие.
Установить срок приведения в надлежащее состояние служебных помещений для содержания лиц, задержанных и доставленных за административные правонарушения, до 01 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Сорокина
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2019 года.
Председательствующий: А.А. Сорокина