Решение по делу № 33-5511/2016 от 09.03.2016

Судья И.И. Тухватуллин                      дело № 33 – 5511/2016

учет № 24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2016 года                                   г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,

судей Р.Ш. Адиятуллина, Р.Р. Хасаншина

при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе А.И. Галиевой на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года. Этим решением постановлено:

отказать в удовлетворении иска А.И. Галиевой к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования на праве собственности Галиевым ФИО14, умершим 4 июля 2010 году, земельным участком с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес>

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя А.И. Галиевой М.М. Жиленко в поддержку доводов жалобы, выслушав возражения против доводов жалобы представителя исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Ю.М. Галимова, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

А.И. Галиева обратилась с иском к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.

В обоснование заявленных требований указала, что 4 июля 2010 года умер ее муж И.Б. Галиев. Она является наследницей имущества, оставшегося после его смерти. После смерти ее мужа открылось наследство на принадлежащее ему имущество, в том числе на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>. И.Б. Галиев при жизни не успел зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок в установленном порядке.

30 марта 2001 года за ее мужем был закреплен земельный участок общей площадью 0,1785 га, расположенный по адресу: <адрес>

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила установить факт владения и пользования И.Б. Галиевым на праве собственности указанным земельным участком.

В заседании суда первой инстанции представитель истца полагал необходимым удовлетворить исковое заявление.

Представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан возражал против удовлетворения искового заявления.

Представитель ответчика Высокогорского сельского поселения против удовлетворения исковых требований не возражал.

Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе А.И. Галиева ставит вопрос об отмене судебного решения и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводами суда, основанными на неправильном применении норм материального права. При этом настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении, о том, что выписка из решения Высокогорского Совета местного самоуправления о закреплении за ее мужем земельного участка является основанием возникновения права собственности.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель А.И. Галиевой М.М. Жиленко апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Ю.М. Галимов в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

На основании части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Статья 25.2 данного Федерального закона определяет, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (часть 2).

Из материалов дела следует, что муж А.И. Галиевой И.Б. Галиев умер 4 июля 2010 года.

Вступившим в законную силу решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 29 января 2015 года установлен факт принятия А.И. Галиевой наследства, открывшегося после смерти И.Б. Галиева.

Согласно выписки из решения Высокогорского Совета местного самоуправления от 30 марта 2001 года за И.Б. Галиевым закреплен земельный участок размером 0,1785 га в <адрес>

Указанный земельный участок площадью 1655+/-28,48 кв.м имеет кадастровый номер ...., что подтверждается кадастровым паспортом на данный земельный участок. Сведения о правах на земельный участок в кадастровом паспорте отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что выписка из решения органа местного самоуправления о закреплении земельного участка правоустанавливающим документом не является.

С данным выводом суда первой инстанции согласна и судебная коллегия по следующим основаниям.

Так, в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции от 24 декабря 1993 года) каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.

Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.

Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

На основании изложенных норм права, в силу действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства решение о предоставлении (закреплении) земельного участка являлось основанием для выдачи документа, удостоверяющего право собственности на него, - государственного акта или свидетельства на право собственности на землю, подлежащего регистрации в регистрационной (поземельной) книге с обязательным включением в них чертежа границ земельного участка и его местоположения.

И.Б. Галиеву же ни государственный акт, ни свидетельство на право собственности на землю, подлежащие регистрации в регистрационной (поземельной) книге, в которых содержалось бы описание земельного участка в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", не выдавались.

Поскольку государственного акта либо свидетельства о праве на земельный участок истцом суду не представлено, а решение о закреплении за И.Б. Галиевым земельного участка правоустанавливающим документом не является, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении исковых требований об установлении факта владения и пользования на праве собственности земельным участком отказал.

Кроме того, объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установление границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав. Решение же Высокогорского Совета местного самоуправления о закреплении за истцом земельного участка не содержит в себе в необходимом объеме индивидуальных признаков и данных о расположении границ земельного участка на местности, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, что не позволяет выделить его из других объектов недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выписка из решения Высокогорского Совета местного самоуправления Высокогорского района Республики Татарстан о закреплении земельного участка является основанием возникновения права собственности, подлежат отклонению как вызванные неверным толкованием норм права. Наличие решения Высокогорского Совета местно самоуправления о закреплении за И.Б. Галиевым земельного участка нельзя признать достаточным доказательством, подтверждающим его право собственности на спорный земельный участок. В ходе рассмотрения дела установлено, что у И.Б. Галиева государственного акта либо свидетельства на право собственности на землю, которые необходимо было получить после принятия решения о выделении (закреплении) земельного участка органами местного самоуправления, не имеется.

Более того, согласно архивной справке № 4 от 11 января 2016 года в архивном фонде Высокогорского Совета местного самоуправления решения о закреплении за И.Б. Галиевым земельного участка не имеется.

Все обстоятельства, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям федерального законодательства, и оснований считать его неправильным у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.И. Галиевой – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий                 

Судьи

33-5511/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Галиева А.И.
Ответчики
ИК Высокогорского МР РТ
ИК Высокогорского сельского поселения Высокогорского района РТ
Другие
Галиев И.И.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
28.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее