Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре Новиковой О.Н.,
с участием истца Гайфуллина А.Ф.,
представителя истца Первяковой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Гайфуллина Александра Фаридовичак Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Гайфуллин А.Ф. обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на одного члена семьи для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у него права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истец Гайфуллин А.Ф. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснил, что на момент ликвидации шахты «Северная» он проживал вместе с родителями и сестрой ФИО2 в квартире по адресу: <адрес>. В связи с ветхостью данного дома Шахтинское сельское поселение приобрело матери-ФИО1 жилой дом по адресу: <адрес> и их семья переехала в него, в нем зарегистрировались. В ДД.ММ.ГГГГ года его мать умерла. В ДД.ММ.ГГГГ году его семье была предоставлена социальная выплата на трех членов семьи, ему социальная выплата не была предоставлена, так как с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год он находился в местах лишения свободы. Считает, что его право на получение социальной выплаты нарушено, дом по адресу: <адрес> разрушен, находился на горном отводе. В настоящее время он вынужден проживать в квартире сестер, оставаясь зарегистрированным в разрушенном жилье. Просит предоставить социальную выплату на одного члена семьи для приобретения жилья.
Представитель Первякова Н.В. исковые требования истца подержала, считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты, поскольку членам семьи Гайфуллина А.Ф. социальная выплата предоставлена без его учета. Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанный жилой дом был приобретен матери истца в ДД.ММ.ГГГГ году взамен ветхого, до этого семья проживала по адресу: <адрес>. Указанный дом разрушен, но в указанной квартире продолжает быть зарегистрированным отец истца.
Представители Администрации Кизеловского муниципального района и Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Администрации Кизеловского муниципального района просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском истца не согласны.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеются расписки.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля ( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития иобеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта «Северная» ОАО « Кизелуголь» ликвидирована с 17.04.1998 года, что подтверждается приказом № 53 от 17.04.1998 года ( л.д. 48). Согласно справки из правоустанавливающих документов ( л.д. 36) и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.28) жилой дом по адресу: <адрес> приобретен ФИО1 на основании договора дарения муниципальным образованием Кизеловский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ. Гайфуллин А.Ф. является собственником 1/4 доли жилого дома на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Из сведений о регистрации следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 30, 40-46).
Согласно заключения Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.49-53).
Как следует из договора № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета ФИО2, проживающей по адресу: <адрес> предоставлена социальная выплата на трех членов семьи: ФИО2 и ее несовершеннолетним сестрам :ФИО4 ФИО5 ( л.д. 26-27).
Кроме того судом установлено, что до приобретения жилого дома по адресу: <адрес> семья истца проживала по адресу: ул. <адрес>, что подтверждается представленным ордером № серии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого данное жилое помещение было предоставлено отцу истца-ФИО3 на состав семьи из трех человек. Из представленных карточек регистрации и поквартирной карточки следует, что истец вместе с своими родителями и сестрами был зарегистрирован по указанному адресу, являясь на тот момент несовершеннолетним, отец истца до настоящего времени значится в регистрации по вышеуказанному адресу.
Согласно справки Администрации Кизеловского муниципального района жилой дом по адресу: <адрес> непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ не признан, семья истца в первоначальные списки ТЭО не включена.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец не имеет право на получение социальной выплаты по следующим основаниям:
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Таким образом, главным основанием предоставления социальной выплаты является момент возникновения права на получение социальной выплаты - момент принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности.
Судом было установлено, что истец на момент ликвидации шахты «Северная», на ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован и проживал вместе с другими членами своей семьи по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом не признан в установленном законом порядке не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Жилой дом по адресу: <адрес> был приобретен матерью истца ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ликвидации шахты. Истец в указанном жилом помещении значится в регистрации с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по указанному жилому помещению у истца право на получение социальной выплаты не возникло.
Таким образом, суд считает, что истец по жилому дому по адресу: <адрес> города Кизелаправо на получение социальной выплаты не приобрел, поскольку он в нем зарегистрирован и стал проживать позднее момента ликвидации шахты «Северная», а жилое помещение по адресу: <адрес> непригодным для проживания по критериям безопасности не признано.
То обстоятельство, что членам семьи истца ранее Администрацией Кизеловского муниципального района была предоставлена социальная выплата,не влечет правовых оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ему социальной выплаты. Право истца на улучшение жилищных условий может быть защищено другим способом.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Гайфуллину Александру Фаридовичук Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Новикова