Дело № 2а-3215/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Пермскому краю к Трофимовой ФИО3 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №19 по Пермскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Трофимовой ФИО4 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года: налог в размере 3 788,52 руб., пени в размере 1 258,01 руб..
В обоснование иска указано, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и в связи с тем, что в установленные налоговым законодательством сроки им не оплачены налоги по страховым взносам, налоговым органом начислены пени и выставлены требования от 16.08.2017 №40117. Мировым судьей судебного участка №2 Пермского судебного района Пермского края и.о. мирового судьи судебного участка №3 Пермского судебного района Пермского края отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Трофимовой ФИО5.. До настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не уплачена.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Трофимова ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений не представила.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России №19 по Пермскому краю в адрес Трофимовой ФИО7. направлялось требование №40117 от 16.08.2017 об уплате страховых взносов в срок до 30.08.2017, которое ответчиком не исполнено (л.д.3).
22.07.2019 определением мирового судьи судебного участка №2 Пермского судебного района Пермского края и.о. мирового судебного участка №3 Пермского судебного района Пермского края Межрайонной ИФНС России №19 по Пермскому краю отказано в выдаче судебного приказа о взыскании недоимки с Трофимовой ФИО8. ввиду пропуска установленных для подачи заявления сроков (л.д.11-12).
Судом установлено, что административный истец обратился в Пермский районный суд с надлежаще оформленным административным иском 09.10.2019, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и нормы материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку налоговым органом пропущен установленный законом срок на обращение в суд.
Оценив доводы ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку загруженность сотрудников налогового органа, внесение изменений в законодательство, не являются обстоятельствами, свидетельствующими об уважительности причин пропуска процессуального срока. При этом суд учитывает то обстоятельство, что обращение в суд имело место по истечении длительного времени со дня окончания срока, что ставит под сомнение доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока. Поскольку иных причин пропуска установленного ч.2 ст.48 НК РФ срока административным истцом не приведено, доказательств уважительности его пропуска не представлено, препятствий для своевременного обращения в суд не имелось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к административному ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Пермскому краю к Трофимовой ФИО9 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года: налог в размере 3 788,52 руб., пени в размере 1 258,01 руб. - оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Пермского районного суда
Пермского края /подпись/ Е.В. Овчинникова
Копия верна. Судья Е.В. Овчинникова
Подлинный экземпляр находится
в деле №2а-3215/2019
УИД 59RS0008-01-2019-003928-44